Активные методы обучения в преподавании профессиональных дисциплин (специальность "Механизация сельского хозяйства") Печать

Ю.Н.Фомин, преподаватель спецдисциплин высшей категории

Задачей любого современного образовательного учреждения является формирование гармонически развитой личности.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить – выводит нас на категории методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

По определению М.А. Данилова, «метод обучения – применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками».

Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования.

Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Разнообразие методов и приемов создают у студентов интерес к самой учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В концепции модернизации российского образования подчёркивается, что «... основной целью профессионального образования на современном этапе развития страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

В связи с этим, как никогда ранее, становится актуальным вопрос о том, какой должна быть подготовка рабочих, специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, чтобы обеспечить им возможность реализовать свои способности и возможности в профессиональной деятельности и социуме.

В последние десятилетия отечественная система образования значительно обогатилась новыми технологиями обучения, эффективно стремящимися перейти от репродуктивных к продуктивным формам и методам обучения. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Актуальность активных методов обучения заключается в формировании гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способной систематизировать и накапливать знания, самоанализировать, саморазвиваться.

Инновационные процессы современного образования связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей. Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать.

Данные идеи отразились в разработанном учеником Дж. Дьюи У. Килпатриком методе проектов. Это один из современных методов, который внедряется в практику профессиональной подготовки. Суть его заключается в том, чтобы привлечь обучающихся к созидательной учебной деятельности, поддержать их успехи, укрепить уверенность в своих силах.

Метод проектов по сравнению с традиционными методами обучения имеет ряд преимуществ:

• процесс обучения максимально приближается к реальной практике, способствует накоплению обучающимися опыта до включения в самостоятельную профессиональную деятельность;

• это коллективный метод обучения, который ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать единственно правильное решение;

• обучающиеся получают возможность творчески усваивать необходимую информацию, приобретая профессионально – социальную компетентность.

Организуя контроль и оценку знаний, умений на основе метода проектов, преподаватель имеет возможность индивидуализировать и интенсифицировать учебный процесс, предоставив учащимся свой темп продвижения к конечным результатам. Метод проектов может применяться в различных фазах учебной деятельности. В целях развития внеурочной деятельности студентов и их социальной активности в течение первого полугодия 2013 г. реализовывался проект «Рост и развитие новорождённых животных». Защита проекта осуществлялась на внеклассном мероприятии в рамках недели ЦМК техников-механиков и техников-технологов.

На этапе подготовки и работы над проектом инициативные студенты проводили исследования, собирали и анализировали полученную информацию, активно используя ресурсы Интернет.

Защита проекта сопровождалась мультимедийной презентацией, разработанной обучающимися совместно с преподавателем, использовались кратковременные видеосюжеты от социального партнёра ООО «Агро-Гулюшево». Студенты показали высокий уровень владения материалом по дисциплине, коммуникативные навыки, умение работать над проектами.

Реализация и защита проекта проходила динамично и красочно. Отзывы студентов, полученные в результате рефлексии, организованной преподавателем, показали положительную мотивацию к данной форме организации внеурочной деятельности.

Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студента на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования, при изучении как специальных, так и общеобразовательных дисциплин.

1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения [Текст]: / М.М. Анцибор. - Тула, 2002. – 192 с.

2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст]: / Ю. К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1970. – 367 с.

3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст]: / С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.

4. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебник для инженерно-педагогических специалистов [Текст]: / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Издательство Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. – 32 с.

5. Безюлева, Г. В. Профессиональное становление и саморазвитие личности [Текст]: / Г. В. Безюлева, Л. И. Лепилина. - М.: ИР1Ю, 1999. - 51 с.

6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]: / – М.: Педагогика, 2001. – 261 с.