Добро пожаловать
в "Сурский техникум агробизнеса" -
старейший техникум
Ульяновской области!
.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке
Авторизация
Статистика
Пользователи : 1Статьи : 369
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1444941
Воспитательный компонент ФГОС: Механизм реализации в образовательном процессе. |
На сегодня реализация в профессиональном обучении и воспитании обучающихся компетентностного подхода, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, является инновационным. В своей педагогической деятельности педагогический работник профессионального образования выступает в нескольких ролях: преподаватель - предметник, классный руководитель и т.д. Поэтому формирование общих компетенций у обучающихся – это важная задача, которую необходимо решать педагогу, в какой бы роли он не предстал перед обучающимся. Каждый преподаватель большое внимание уделяет формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и организации воспитательной работы. Являясь составной частью воспитательной работы в техникуме, внеклассная сработа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы техникума. Реализация воспитательного процесса ФГОС и тенденции усиления ценностной составляющей современного образования в целом предъявляют требования к педагогам в части готовности их к проектированию воспитательного процесса и его реализации. Следует иметь ввиду, что воспитательный процесс осуществляется с учетом специфики образовательного учреждения, социокультурного пространства, потребностей социума, семьи и индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. В конечном итоге программа воспитания должна быть направлена на реализацию главной задачи этого процесса – успешное профессиональное становление и социализацию личности. Программа воспитательной работы должна строиться на основе технологии педагогики сотрудничества и Концепции развития и воспитания личности, имеет целью формирование общих компетенций. Для примера рассмотрим воспитательный компонент некоторых из них, наиболее приемлемых для преподавателей общеобразовательных дисциплин. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Интерес и степень его устойчивости не могут быть оценены средствами педагогического тестирования. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе воспитания следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии, но не дает указания на диагносцируемый результат образования. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Формулировки «Осуществлять» и «Использовать» (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Речь идет о значимом умении (общем или профессиональном – в зависимости от конкретных средств ИКТ), которое необходимо формировать как предметное умение (знание на уровне применения) в рамках соответствующих дисциплин или как профессиональное умение в рамах соответствующих профессиональных модулей
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Общая компетенция в сфере коммуникации смешивается с профессиональной компетенцией. Тем не менее, формулировка содержит указание на два аспекта: совместное решение профессиональных задач (работа в команде) и общение за пределами этого процесса (с руководством, иными коллегами, клиентами, партнерами и т.п.), которое может преследовать самые разнообразные цели.
Ведущие специалисты считают, что одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних студентов становится ИКТ-компетентность. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Информационная компетентность действительно базовая составляющая профессиональной компетентности. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века. Таким образом, информационную компетентность можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Для формирования общих компетенций возможно использование потенциала воспитательной работы, которая частично строится на основе проектных технологий. Социальный проект так же, как и учебный, позволяет формировать у обучающихся общие компетенции, причем возможна такая организация работы, при которой обучающиеся взаимодействуют с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности. Например, создание профориентационных буклетов по профессии. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность студентов, способствует формированию информационной компетентности. В процессе реализации проекта у студентов формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Виды работ студентов, применяемых в воспитательной деятельности с целью формирования информационной компетенции: · создают презентации для портфолио студента и участия в индивидуальных конкурсах; · помогают преподавателям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете); · записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций; · создают презентации для проведения общетехникумовских и групповых мероприятий (традиционные праздники); · участвуют в проектной и исследовательской деятельности (в рамках любой дисциплины).
Правильно организованная воспитательная работа повышает интерес к обучению, побуждает студентов к самостоятельной работе, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество. |