http://agrosursk.ru/administrator/index.php?option=com_templates&client=0&task=edit_source&id=themza_j15_59#
eco farming logo

Добро пожаловать

в "Сурский техникум агробизнеса" -

старейший техникум
Ульяновской области!


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
описание к изображениюописание к изображению описание к изображению описание к изображению описание к изображению Заполните нашу анкету Россия описание к изображению

.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке

 

Авторизация



Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 369
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1443406
})()
</script>
Главная Главная Методическая работа Из опыта работы Формирование творческого потенциала обучающихся на занятиях по профессиональным дисциплинам
Формирование творческого потенциала обучающихся на занятиях по профессиональным дисциплинам Печать

Логинов И.А.,

преподаватель профессиональных дисциплин

Кардинальная смена культурно-исторического наследования, произошедшая в рамках реформирования различных сфер жизнедеятельности российского общества, потребовала изменения всех звеньев образовательной цепи, поставив их в прямую зависимость от требований современной жизни.

 

В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что «...основной целью профессионального образования на современном этапе развития страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специ­альности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессио­нальному росту, социальной и профессиональной мобильности».

В связи с этим, как никогда ранее, становится актуальным вопрос о том, какой должна быть подготовка рабочих, специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, чтобы обеспечить им возможность реализовать свои способности и возможности в профессиональной деятельности и социуме.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, решение дан­ного вопроса зависит, прежде всего, от определения сущностных характеристик современного рабочего, специалиста. Без построения модели выпускника профессионального образовательного учреждения в соответствии с требованиями не только работодателей, но и общества, государства в целом, подготовка рабо­чих, специалистов не может осуществляться целенаправленно, иначе в отборе форм, методов работы будет превалировать случайность.

Выявление сущностных характеристик современного рабочего и специалиста среднего звена поможет более четко сформулировать цели, содержание и технологии их профессионального и личностного становления.

На наш взгляд, понятием, аккумулирующим в себе составляющие профессионального, социального и личностного становления рабочего, специалиста среднего звена является понятие «личностный потенциал» как базовое основа­ние личности, характеризующее ее готовность к жизненному самоопределению и способность к выбору стратегии профессионального, социального, личност­ного становления». Значимость этого определения для учреждений НПО и СПО обусловлена также тем, что категория обучающихся имеет уже определенный жизненный опыт, наличное состояние потенциальных возможностей, которые нельзя не учитывать в дальнейшей работе с данной подростковой молодежью.

Структура личностного потенциала представляется следующими составляющими, квалификационным, психофизиологическим, познавательным, творческим, коммуникативным, нравственным.

Каждая из этих составляющих личностного потенциала является важным аспектом в развитии обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования и соотносится с требованиями, которые предъявляются   сегодняшнем) выпускнику со стороны работодателей, общества.

1. Формирование творческой деятельности студентов УСПО

1.1. Основные понятия формирования и развития творческой деятельности студента

Уточним смысл отдельных понятий, связанных с проблемой формирования опыта творческой учебной деятельности студентов колледжа и описывающих про­цесс развития у них соответствующих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет взять за основу следующее определение. Под творчеством вообще будем понимать процесс создания субъектом деятельности материальных и нематериальных продуктов, имеющих некоторые особенности, отличающие их от типовых (известных), своеобразные для данного субъекта деятельности, новые по замыслу, исполнению или результату. «Субъектами творчества являются и отдельные индиви­дуумы, и формальные или неформальные коллективы» /27, с. 107/. Если творче­ство совершается в образовательном процессе, соответствующим образом ор­ганизованном, то целесообразно говорить об учебном творчестве.

Своеобразной и необходимой характеристикой творчества, в том числе и учебного, является его направленност. Имеет смысл различать два вида направленности творчества - на культуру (в широком смысле) и анти­культуру. Характерными чертами культуры являются: доминанта смыслообразования и движение от смысла к различным его значениям ;ответственность за результаты сво­ей деятельности, за свой поступок; способность к мыследеятельности, рефлексии и «обмену смыслами» глубокая вера в культуропорождающие способности каждого человека /13, с. 84/. Именно эти черты су­щественно отличают культурного профессионала от человека просто образо­ванного, осведомленного (компетентного) или от мастера в своем деле.

Учебные творческие способности представляют собой умения учащихся совершать деятельности или действия, направленные на создание новых, прежде всего, для учащихся образовательных продуктов, способов или средств деятельности. «При «передаче» профессиональных (или общеобразовательных) знаний (или способов деятельности - А.Ж.) от обучающего к обучаемому ... имеется всего три области возможных результатов. Первая - область ошибок, «выводящих» изучаемое действие за пределы норматива и корректируемых обучающим. Вторая - область почти точного усвоения и воспроизведения норматива учащимися. Третья - промежуточная между первыми двумя область ви­доизменений усваиваемого действия от почти нормативных до явно ненормативных, но полезных, разумных, которые одобряются (к сожалению, не всегда) обучающим и могут превратиться в новые индивидуальные нормативы испол­нения данного действия обучаемым. Очевидно, что все такие изменения могут и должны интерпретироваться как акты творчества... из таких актов формиру­ются творческие умения, творческий подход к делу...» /27, с. 109/. Ясно, что творческие способности учащихся формируются и развиваются лишь в процес­се непосредственного совершения ими актов творчества, т.е. по мере приобре­тения и накопления личного опыта творческой деятельности. Наш опыт пока­зал, что учебные творческие способности могут быть сформированы на некото­ром уровне при использовании соответствующим образом разработанной педа­гогической системы в рамках единого процесса обучения - воспитания - разви­тия.

К продуктам учебной творческой деятельности, как результату достиже­ния цели, целесообразно относить различные формы материализации возник­шего у учащегося умственного образа, так или иначе способствовавшие пози­тивному разрешению первоначально возникшей познавательной ситуации. Так, в процессе обучения продуктами учебной творческой деятельности следует отнести:

идеи, версии, предложения;

задачи ,кроссворды, родословные в виде графов, алгоритмы, блок-схемы;

Под опытом творческой учебной деятельности будем понимать опыт осуществления процедур творческой деятельности, сопровождающих их видов учебной деятельности, которыми овладевают учащиеся при обучении предмету, их результатов - конкретных образовательных продуктов - и опыта их оценки. Таким образом, в качестве основных составляющих опыта творческой учебной деятельности имеет смысл рассматривать:

процедуры творческой деятельности;

личное творческое пространство;

презентацию результатов творческой деятельности;

коллективное творческое образовательное пространство (творческая среда).

Под формированием опыта творческой учебной деятельности бу­дем понимать процесс «насыщения» личного опыта учебной деятельности сту­дента отдельными, хотя и взаимосвязанными элементами из названных его составляющих. Использование разработанной педагогической системы позволяет так организовать формирование опыта творческой работы студентов, что в результате у них формируются и до определенного уровня развиваются качества творческом личности.

При выполнении соответствующих процедур творческой деятельно­сти, у студента при определенных условиях формируется творческий потенци­ал, включающий:

видение новой проблемы в знакомой ситуации;

умение видеть новые функции объекта;

умение выделять структуру объекта, связи между элементами объекта;

самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

самостоятельное комбинирование известных способов деятельности;

умение видеть альтернативные способы решения конкретной проблемы;

конструирование принципиально нового способа решения пробле­мы и др.

В трактовке такой интегральной характеристики личности, как творче­ский потенциал входят:

- квалификационный потенциал: профессиональная компетентность;

- психофизиологический потенциал: работоспособность;

-образовательный потенциал: интеллектуальные познавательные       способности;

- творческий потенциал: креативные способности;

-коммуникативный потенциал: способности к сотрудничеству.

Вы­деляем творческое пространство как динамическую форму существования и организации опыта творческой деятельности, различая при этом две его категории — личное и коллективное.

В качестве элементов, организующих личное творческое пространст­во, мы рассматриваем совокупность потребностей и мотивов, творческую эрудицию, творческую инициативу как движущую силу деятельности уча­щегося, а также зарождающиеся в результате опыта соответствующие лич­ностные качества. Все эти элементы определяют состояние готовности ин­дивида и побуждают его к осуществлению актов творческой деятельности. Творческая эрудиция определяется при этом как совокупность приобретен­ных или изобретенных индивидом процедур, средств и способов (действий) преобразующей учебной деятельности и способов презентации ее образова­тельных продуктов конкретного вида. Все эти (и другие) элементы связаны друг с другом, задают некоторое состояние опыта творческой деятельности, оперативно актуализируются в сходных ситуациях творчества.

Коллективное творческое образовательное пространство — среда, в которой востребованы и могут быть представлены результаты (продукты) личного опыта творческой деятельности. По отношению к индивиду это форма состояния опыта творческой деятельности группы (коллектива) уча­щихся и преподавателей, которая актуализирует условия осуществления ак­тивной творческой деятельности субъектом. Среди элементов, организую­щих коллективное образовательное пространство как единое целое, важную роль (по нашим данным) играют: педагог как своеобразный катализатор и камертон, дающий учащимся настрой на творческую деятельность; эмоцио­нально-интеллектуальный фон процесса обучения, формирующий положи­тельную мотивацию творческой деятельности, ситуации успеха, создающие явление резонанса (смыслов, актов творчества и т.п.);

Создание творческого пространства осуществляется через моделиро­вание условий реализации соответствующей педагогической системы, а его расширение является реальным показателем развития творческой учебной деятельности каждого учащегося.

Для осуществления процесса формирования опыта творческой дея­тельности учащихся (студентов) необходим, как уже говорилось, педагоги­ческий механизм, с помощью которого процесс обучения тем или иным профессионально значимым дисциплинам соответствующим образом направлялся в нужное русло и организовывался. В качестве такого механизма мы и рассматриваем педагогическую систему развития творческой профессионально значимой учебной деятельности студентов. Прежде чем перейти к ее описанию, остановимся подробнее на характеристике творческих способностей (качеств) учащихся.

1.2. Характеристика творческих учебных способностей студента

Для проектирования содержания образования пе­дагогической системы, формирующей опыт творческой деятельности студента, мы исходили из перечня творческих умений, относящихся к высшей (логиче­ской) ступени творчества.  Умения рассмат­риваются как следующие процедуры деятельности:

сформулировать и проверить гипотезу;

сравнить различные данные;

анализировать явления или ситуации;

абстрагировать, выделить существенное;

стимулировать фантазию, широко мыслить;

вести диспут;

видеть существенно общие черты в различных явлениях;

замечать существенное различие у достаточно сходных объектов;

гибко приспособливаться к фактам;

отбрасывать несущественное и второстепенное, принятые ходы мысли;

синтезировать сложные структуры из простых элементов;

комбинировать элементы;

отказаться от известного способа или теории;

учитывать новые данные;

выдвигать новые вопросы или видеть новые проблемы в стандартных ситуациях;

вести альтернативный поиск средств и способов решения;

широко варьировать способ действия;

подчинять направление поисков целям основной задачи;

гибко изменять способ действия соответственно задаче.

Эти умения, могут быть использованы для проверки уровня обученности студентов, а также в качестве формулировок практических заданий, предназначенных для самостоятельной продуктивной творческой деятельности.

Л.К. Веретенникова, характеризуя творческое мышление, к его свойствам относит:

гибкость, т.е. переход от одного класса явлений к другому;

свобода от шаблона, то есть нетривиальность мышления;

критичность и диалектичность мышления, предполагает, с одной стороны, способность с опорой на устоявшиеся нормы отслеживать и оцени­вать собственную деятельность и ее результаты, с другой - чуткость к проти­воречиям, умение их улавливать;

глубина как степень проникновения мышления в сущность явления;

открытость как доступность новым знаниям и идеям;

опережающее мышление: реализуется через эвристические методы преподавания;

независимое мышление как возможность без посторонней помощи и влияния сформулировать тезис и его аргументировать, иметь и отстаивать свои принципы;

разбор видов умозаключений;

эмпатия как проникновение в ход мыслей другого человека. Рассмотрим совокупность типов творческих способностей личности:

ТИПЫ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Креативные (творческие) качества

Воображение, вдохновение, эмоциональный подъем, самобытность, чувство но­визны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, вариативность, символотворчество, смысловой резонанс, прогнозирование и др.

Когнитивные (познавательные) качества

Логическое познание, эмоционально-образное познание, смысловое видение, разнонаучное видение, умение задавать вопросы, обобщение, умение делать выводы, видение противоречий, структурное, системное видение объектов, способность на­ходить аналогии и использовать их (моделирование), воплощение добываемых зна­ний в духовные, материальные и деятельностные формы, использование различные формы доказательств и др.

Методологические (оргдеятельностные) качества

Знание своих индивидуальных особенностей, теоретические знания и опора на них, разнонаучное видение целеполагание, целеустремлённость, планирование, нормотворчество. работоспособность, рефлексия, самооценка, способность к коммуникации, способность к поиску средств и способов деятельности, к преодолению препятстствий и др.

Уровни сформированности творческих качеств личности

Немаловажной характеристикой результата процесса формирования опыта творческой учебной деятельности является уровень сформированности того или иного качества личности:

- высший уровень, соответствующий абсолютно новому;

- локальная абсолютная новизна соответствует новому в некоторой рассматриваемой области.;

- уровень условной новизны устанавливается тогда, когда объект, ранее использованный в некоторой предметной области, некоторое время не использовался, а затем вновь стал использоваться;

- уровень нормативной новизны, оригинальности означает, что данный объект отличается от всех используемых, от общепринятой нормы в данной области.

Кроме главных характеристик творчества - новизны и ценности - мы рассматриваем еще целенаправленность деятельности, что выражается, в частности, в наложении жёстких требований, предъявляемых к определению це­лей обучения всей учебной дисциплине, отдельного раздела и каждого кон­кретного урока. В частности, различную ценность имеют такие действия преподавателя, как задание студенту подготовить реферат по конкретной теме и целенаправленная работа со студентом в рамках Научного студенческого общества по написанию того же реферата, но ориентированная на формирование у него отдельных элементов опыта творческой деятельности и соответствующих личностных качеств. Это еще раз подтверждает правомерность использования термина «научное общество» по отношению к студентам колледжа.

Признаки и уровни учебного творчества можно наглядно представить в виде блок-схемы (рис.1).

Будем различать три уровня творческой деятельности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.

Стимульно-продуктивный уровень соответствует наиболее примитивному участию субъекта в творчестве, когда эта деятельность осуществляется че­рез внешние стимуляторы, а не является внутренней потребностью человека. Это уровень нормативной новизны.

Более высокий уровень - эвристический, им характеризуются действия человека по поиску и обобщению «закономерностей однотипных явлений». В представленной выше иерархии уровней ему соответствует уровень условной новизны.

На самом сложном уровне — креативном — осуществляются обобщения, выявляются закономерности, создаются авторские принципиально новые решения, что характеризует локальный, а в лучшем случае - высший (абсолютный) уровень новизны (М.С. Бургин).

Согласно Н.Н. Литвиновой, трём уровням, определяемым по Д.Б. Богоявленской, соответствуют три стадии становления интереса к творчеству:

1. Эмоционально-импульсный интерес, когда под действием эмоций проявляется интерес человека в определенном направлении.

2. Осознанный интерес, обладающий активным действенным началом появляется, когда эмоционально-импульсный интерес дополняется собственным интеллектом.

3. Устойчивый интерес к творчеству входит в привычку и проявляется как черта характера, что и определяет в дальнейшем стратегию поведения человека в различных ситуациях и видах деятельности.

Необратимый характер творческого мышления вырабатывается благодаря интенсификации процесса обучения, включающего:

а) предметную фундаментальность (углубленный подход к приобретению знаний);

б) интегративность обучения (реализацию межпредметных связей, комплексное рассмотрение различных вопросов);

в) обновление знаний, их дополнение и переосмысление;

г) постоянную реализацию этих знаний в практической деятельности.

Все качества мышления творческой личности должны целенаправленно

формироваться в учебном процессе. Но для этого необходимо создать соответствующие условия для накопления студентами личного опыта творческой дея­тельности и развития творческих способностей.

При использовании в обучении дисциплинам разработанной нами педагогической системы мы приняли в качестве целевой установки следующие ряд предложения:

- разработка педагогической теории творчеств;

-создание и совершенствование дидактических основ развития творческих способностей;

-совершенствование форм и методов стимулирования творческой деятельности.

Перейдем далее к описанию сконструированной нами педагогической системе формирования опыта профессионально значимой творческой учебной деятельности студентов.

1.3. Педагогическая система формирования опыта творческой деятельности

Особенность нашей системы - ее ориентация на развитие творческой профессио­нально значимой учебной деятельности студентов колледжа, поэтому через все ее компоненты красной нитью проходит единая цель - формирование опыта творческой дея­тельности, а через него - качеств творческой личности студентов. Применение комплексного подхода  привело к существенному выводу: развитие именно творческих начал уча­щихся должно стать доминантой образовательного процесса. Для этого учеб­ный процесс должен быть организован на основе специально сконструирован­ной системы развития творческой профессионально значимой деятельности студентов колледжа. Такой подход к проблеме связан с потребностью в качественно новом характере образования, ориентированном не столько на усвоение опыта прошлых поколений, сколько на пробуждение у студентов веры в свои возможности и организации опережающей учебной деятельности, что и является одной из предпосылок формирования у них опыта творчества.

Рассмотрим основные компоненты образовательной системы:

- системообразующий - цель образовательного процесса, рассматриваемая как модель результата на каждом его конкретном его этапе;

- базовый - содержание математического образования студентов колледжа с выделенными в нем творческим потенциалом и элементами опыта творческой деятельности;

- функциональный - учебный материал профессионально значимых дисциплин (в данном случае дискретной математики и математической статистики);

- деятельный - взаимодействующая пара «преподаватель – студент», коллективный субъект образовательного процесса как носитель опыта творческой деятельности;

- технологический - творческие методы обучения и учения, контроля и коррекции знаний, методические средства обучения (в целом - опыт креативных технологий);

- результирующий - полученные конкретные результаты образовательного процесса;

- методологический - совокупность тех научных предпосылок, которые легли в основу построения системы.

Конкретизируем далее некоторые компоненты системы, представленные в виде схемы:

Важнейшие функции преподавателя - побуждать студентов к учебной деятельности, организовывать процесс обучения.

Важнейшая функция студента в образовательном процессе состоит, в том, чтобы: а) научиться быть учащимся, в частности, творческой личностью; б) усваивая, насколько это возможно, опыт поколений, формировать у себя личностно и социокультурно значимую систему ориентиров и ка­честв) искать свое предназначение и свою образовательную траекторию (не в ущерб миру и себе), учиться ставить и достигать цели и преодолевать препят­ствия; г) учиться жить в обществе, в мире вообще, не причиняя вреда ни им, ни себе.

Построение целостной педагогической системы с заранее планируемым конечным результатом развития творческой деятельности студентов подразумевает, что вся педагогическая система, включающая содержание, методы, тех­нологии преподавания, должна адекватно соответствовать поставленным целям, среди которых:

1. Формировать культуру мышления как одну из важнейших составляю­щих гуманистических идей в образовании. В частности, формировать у уча­щихся такие профессионально значимые грани творческой личности как вариа­тивное, вероятностное, системное, критическое, творческое мышление на осно­ве идей развивающего обучения.

2. Развивать интеллектуальные качества личности, познавательную активность, включив каждого учащегося в продуктивную творческую деятельность; формировать опыт творческой деятельности и на его основе творческий потенциал.

3. Влиять на формирование мировоззрения, эмоционально-ценностное отношение к процессу познания через единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Задания творческого характера (четвертый уровень обученности) вклю­чают не только совершенствование конкретных теоретических знаний и прак­тических тренировочных действий по отработке умений и навыков решения вероятностных задач, но и на развитие отдельных творческих личностных качеств, в целом - потенциала студентов.


2.Формирование творческого мышления на занятиях по профессиональным дисциплинам.

2.1. Постановка проблемы формирования творческого мышления у обучающихся

В реальной педагогической практике преобладает предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся «по образцу». Такой подход формирует у учащихся репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, потребительское отношение к обучению. Традиционная система не предусматривает обучение учащихся методологии творчества и, как следствие, недостаточно готовит будущих рабочих именно к творческой профессиональной деятельности.

Новые социально—экономические условия изменили парадигму профессионального образования, а вместе с ней модель педагогической схемы и, соответственно, технологии обучения.

Для реализации инновационных задач обучения используются адекватные педагогические технологии, обеспечивающие управление творческим процессом познавания.

Одной из важнейших задач профессионального образования является создание педагогических условий для развития креативных способностей и качеств творческой личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. К таким способностям, которые обеспечивают успешное решение сложных профессиональных задач, включая освоение новых видов работ, можно отнести способность критического осмысления производственной ситуации, технологии, используемых технических средств. Системное мышление, понимание, причинно—следственных связей, грамотное обоснование своих решений, способность видеть скрытые качества предмета, возможности его применения по другому назначению отличают творческого специалиста от так называемого исполнения
В рамках традиционного образовательного процесса эти качества специалиста не могли наращиваться системно, т.е. эффективно, поскольку каждый преподаватель по—своему видел частные задачи интеллектуального развития учащихся.

2.2. Компоненты творческого мышления е единство их структуры.

2.2.1. Методология технического творчества в учебном процессе.

Разработанная в последние годы методология технического творчества позволяет перейти к системному формированию творческого мышления обучающихся  учреждений профессионального образования. Эта методология включает такие компоненты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как законы развития технических систем (ЗРТС), методы решения технических и физических противоречий и информационный фонд.

Другой составляющей методологии является компьютерная система поддержки мышления — «Изобретающая машина». Она позволяет осуществлять за короткий промежуток времени многовариантный поиск решения. Полученные варианты результаты) оцениваются по Законам развития систем. На основании этой оценки выбирается оптимальный вариант.

Внедрение Методологии технического творчества учебный процесс заключается в формировании специального курса «Основы го творчества и компьютерная поддержка мышления».

Важнейшее место в организации управления поисковой познавательной деятельности учащихся принадлежит дискуссионной форме обучения. Она реализует через такую форму общения учащихся, как «творческая группа», а также фронтально через проблемную подачу учебного материала на теоретических и практических знаниях. Творческие группы формируются преподавателем с учётом пожеланий учащихся к такому творческому объединению. Творческая группа включает 4—5 человек.

2.2.2. Концепция непрерывного формирования творческого технического мышления.

Психологами установлено, что техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая техническая мысль может развиваться тогда, когда соответствует этим закономерностям. Отсюда следует, во-первых, что творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества позволяет учащимся сознательно и гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных, эффективных идей; во-вторых, акт творческого технического мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста профессионала; в- третьих, потоками творческого технического мышления являются высокоразвитое воображение и фантазия, многогранность и системность мышления, позволяющая учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую её, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.

2.2.З. Конструктивно- технические задачи и анализ их решения по предмету «Тракторы и автомобили».

Психологи приложили немало усилий для изучения процесса конструктивно — технических задач, относили к ним самые различные их виды и типы.

Если представить себе общую схему решения конструкторской задачи, то она будет выглядеть следующим образом:

По теме «Шестерни и передачи моделью подобных задач может служить «проблемный ящик» с заданными «входом» и выходом и с неизвестным «внутренним содержанием».

На рисунке 2 «вход» - это ведущий вал с заданным направление вращательного движения, а «выход» - система шестерен и стержня также с заданными направлениями вращательного и возвратно - поступательного движений.

Требование задачи заключается в том, что необходимо сконструировать систему механизмов, которые при обороте вала на 3600 смогли бы обеспечить заданные движения «выхода». Это и есть модель конструкторской задачи: по заданным техническим требованиям получить строго определенный результат.

Решение этой задачи будет состоять в нахождении принципа действия устройства, например, какие механизмы передач и преобразования вращательного движения здесь нужно применить, каково должно быть их сочетание и взаимодействие, как их расположить и т.п.); в выполнении необходимых расчетов, например, расчетов передаточных отношений и т.д.); в выборе наиболее простого и экономичного варианта решения задачи, если их несколько (например, какие передачи выбрать: ременные, зубчатые и т.п.).

Задачи на моделирование являются элементарной формой конструктивно - технических заданий. При моделировании объект копируется, как правило, с уже известного или воссоздается по его рисунку, чертежу, эскизу, схеме.
Задача. «Даны схема (рис.3) и набор деталей. Требуется собрать механизм в соответствии со схемой».

Более элементарный случай - сборка по натуральному образцу.

Однако не следует думать, что в данном случае имеет место одна репродуктивная деятельность. В самом процессе моделирования есть, этапы, носящие творческий характер и сближающие его с подлинным конструированием. В самом деле, если учащийся работает по чертежу или схеме, то, естественно, требуется немало умственных усилий для перевода чертежа или схемы в «натуру».

Решение задач на доконструирование требует доработки, доделки отсутствующего звена, какого - либо технического устройства.
3адача. «Дан механизм (рис.4). Схема не прилагается. В механизме отсутствует один из элементов. Необходимо включить в конструкцию требующий элемент с тем, чтобы механизм стал действовать».

 

Эта же задача может быть решена и только в схематическом плане, без реальной сборки.

Задача решается включением в механизм зубчатого колеса (см. рис.4).
Задачи данного вида могут быть различной степени трудности. Они иногда усугубляются еще и тем, что отсутствующие звенья могут быть сконструированы по-разному с использованием данных технических средств и принципов действия, хотя дают один и тот - же эффект.

Таким образом, эти задачи предполагают включение в процесс деятельности творческих элементов.

Другой вид конструктивно—технических задач - задачи на переконструирование.
В процессе их решения необходимо внести в техническое устройство ряд конструктивных изменений в соответствии с заданными условиями с тем, чтобы несколько преобразовать принцип действия и характер работы всего устройства или отдельных его узлов.

Задача. «Дан механизм или его схема (рис.5). Требуется из тех же элементов создать новый механизм, имеющий другое передаточное число».

Рис. 5.

I вариант решения достигается заменой функции валов: ведущего на ведомый и наоборот (рис. 6.).

Рис. 6.

II вариант решения можно получить, если заменить функции зубчатых колес в цилиндрической паре: ведущее на ведомое и наоборот (рис. 7).

Рис. 7.

Если решение задач на доконструирование логика «заполнения белых пятен» детерминируется в той или иной степени общей структурой, то при выполнении заданий на переконструирование требуется переосмыслить объект, рассмотреть его под иным углом зрения, увидеть в нем другие свойства и отношения.

Наконец, можно выделить собственно конструкторские задачи или задачи на конструирование. Это самый сложный тип конструктивно - технических задач (см. модель конструкторской задачи – «проблемный ящик» рис.1.). Приведем подобную же задачу, но уже более конкретным техническим содержанием.
Задача. «Требуется создать механизм из избыточного набора деталей (реальную конструкцию или его схем), который бы удовлетворил следующему требованию: обеспечить передачу вращения с вала 1 на вал 2 (рис.8) с передаточным числом

Рис. 8.

Решение этой задачи дано на рисунке 9.

Это означает, что придется использовать двухступенчатую передачу; расстояние между валами таково, что применение решенной и цепной передач исключается.

Рис. 9.

Этот вид задач, с одной стороны, характеризуется рядом признаков, присущих профессиональной конструкторской задаче, с другой он отличается от неё всеми теми признаками, которые присущи конструктивно - технической задаче вообще.

Перечисленные виды задач описаны в порядке их последовательного усложнения. Всевозрастающая сложность связана с повышением требований к деятельности продуктивного мышления и воображения. Решение элементарной (машины) задачи на конструирование может стать более простым делом, нежели решение сложной задачи на переконструирование, требующей нешаблонного, оригинального решения.


Заключение

Психологами установлено, что техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая техническая мысль может развиваться тогда, когда соответствуем этим закономерностям. Отсюда следует, во - первых, что творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества позволяет учащимся сознательно гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных, эффективных идей; во-вторых, акт творческого технического мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста — профессионала; в—третьих, истоками творческого технического мышления являются высокоразвитое воображение и фантазия, многоэкранность и системность мышления, позволяющая учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую е, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, творческое мышление должно быть многоэкранным, и чем больше экранов будет возникать перед учащимися, тем более оригинальное и простое решение он может предложить.
Таким образом, данный подход реализует важнейшую цель общего, начального, среднего и высшего профессионального образования — непрерывность целенаправленного формирования у учащихся именно системного творческого мышления. Вышеуказанные целевые ориентации направлены на то, чтобы каждый рабочий практически овладел методологией технического творчества и, таким образом, стал высококлассным специалистом, приобрел твердые нравственные принципы, широкий технический кругозор, общую культуру, ушел быстро адаптироваться к новым социально – экономическим условиям и, тем самым, приобрёл конкурентоспособность на рынке труда.

Список литературы

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика/С.Я.Батышев.- М.1998- 94 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика: Учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург. Издательство Свердловского инженерно-педагогического института.

3. Глазунова Л.Б. Сборник материалов для самостоятельной подготовки слушателей по курсу «Актуальные вопросы профессиональной подготовки» (диагностика качества профессионалной подготовки). – Ульяновск, 2004.

4. Долгунов В.С. Педагогические основы повышения личностного потенциала школьников/ В.С. Долгунов. – Якутск: Якутский гос.университет им. М.К. Аремесова, 2000.-18 с.

5. Есенков Ю.В. Проектирование содержания профессионального образования в профессиональном училище, техникуме, колледже:  методические рекомендации. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 44 с.

6. Кудрявцев В.С. Психология развития творческого мышления/ В.С. Кудрявцев. - Екатеринбург, 1992. – 106 с.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение/И.Я. Лернер.- М.:Знание,1974. – 168 с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Профессиональное образование. – 2002.-№5.- с.17-23.

9. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития/ под ред. В.С.Аллаярова,В.И. Волкова,А.Э.Гущиной.–М.:Наука,1987. – 225 с.

10. Новая структура и содержание общеобразовательной подготовки учащихся в системе начального профессионального образования. – М.: Издательский центр НОУИСОМ, 2003. – 36 с.

11. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ под.ред В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. (Педагогическое образование).

12. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.  – 512 с.

13. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа – Пресс, 2000 – 412 с.

14. Фахретдинова М.А. Развитие личностного потенциала обучающихся в системе воспитания учреждений начального профессионального образования: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009 г. – 168 г.

 

15. Формы организации профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. /под ред. Л.Б.Набатовой – Ульяновск УИПК ПРО, 2005.- 46 с.

 

Мероприятия

На официальном сайте Техникум теперь будет размещаться информация о проводимых мероприятиях.

Объявление

Объявление

Контакты

Телефоны: 8(84242)2-11-56
8(84242)2-13-32
Факс: 8(84242)2-11-56
Электронная почта: usposatt@mail.ru

Как нас найти

Техникум располагается по адресу: 433240 Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское, ул.Ленина д.47.


Разработка и поддержка сайта: компания Инконс