Использование технологии проблемного обучения на уроках учебной практики Печать

 

Вакеева Е.В., мастер п/о, преподаватель первой категории по профессии повар, кондитер

Педагогическое сообщество профессионального образования находится уже не в преддверии, а на стадии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе.

 

Осуществляется пересмотр сложившихся подходов к организации образовательного процесса, выбору методов, форм деятельности, технологий обучения. Переход на новые стандарты – сложный и в чем-то болезненный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов.

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению. Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формированию умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций.

В современном обществе, когда речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, необходимо вовлекать каждого учащегося  в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя современные педагогические технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности, развития коммуникативной компетенции обучающихся, технологии, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, где преподаватель выступает в роли партнера, координатора, консультанта.

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Основная часть.

Глава 1. Теоретические основы применения современных педагогических технологий в образовательном процессе.

На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому и практическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.

Преподаватели  используют разнообразные инновационные образовательные технологии, их элементы, активные методы. Но сегодня речь идет о новых образовательных результатах – компетенциях. Поэтому методы и технологии обучения должны быть адекватны целям ФГОС.

1.1. Понятие «педагогическая технология» в литературе.

Понятие «педагогическая технология» в литературе трактуется по-разному.  Ее можно рассматривать -  как технологию всего образовательного процесса в техникуме, где содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, а педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения и воспитания в соответствии с программой, личными приоритетами обучаемого и поставленными педагогическими задачами; и так, как ее определяет М.Т. Левина «Технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности».

Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС СПО. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у учащихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные оценки качества учебных достижений. В современном обществе, когда речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, необходимо вовлекать каждого учащегося  в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя современные педагогические технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности, развития коммуникативной компетенции обучающихся, технологии, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, где преподаватель выступает в роли партнера, координатора, консультанта. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными формами проведения занятий.

1.2. Технологии, используемые в образовательном процессе техникума

Перечень используемых технологий, достаточно обширен:

  • технология проектной деятельности;
  • игровые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технология коммуникативного обучения (Пассов Е.И.);
  • технология модульного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология педагогических мастерских;
  • технология эвристического образования;
  • индивидуальная образовательная траектория;
  • технология активного обучения;
  • технология анализа конкретных ситуаций (кейс – метод);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии
  • технология диалектической активности

Технологией проектной деятельности – осуществляется разработка курсовых и дипломных проектов, кураторы используют технологию проектной деятельности в рамках воспитательной работы со студентами. Выбор данной технологии не случаен.  В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. Развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии активно применяют в образовательном процессе. Популярность вышеназванной технологии связана с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В рамках реализации стандартов нового поколения особая роль отводится информатизации образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Педагог становится ключевой фигурой программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Следовательно, меняется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли информатизации в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей и студентов.

В рамках реализации новых стандартов актуальность использования  технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

С целью развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развития общих компетенций педагоги используют на занятиях игровые технологии. Практика подтверждает эффективность применения игровых технологий  в особенности на 1 курсах, поскольку они способствуют преодолению трудностей, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

Технологии активного и  проблемного обучения направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитие самостоятельного творческого и профессионального проблемного мышления, развитие способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, а также аналитических, коммуникативных и других педагогических умений и рефлексивных способностей обучающихся.

Технология критического мышления предполагает развитие творческого мышления, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, высказывая при этом собственное мнение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии играют особую роль в организации учебно-воспитательного процесса. Данные технологии формируют культуру здоровья, развивают мотивацию к осознанному отношению к здоровью, обеспечивают информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

В образовательном процессе так же  реализуются технология анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), коммуникативного обучения, эвристического образования, педагогических мастерских, индивидуальная образовательная траектория, направленные на формирование у специалиста навыков анализа и критического мышления, развитие коммуникативных навыков, презентационных умений, умений эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, умение действовать в нестандартных ситуациях, осуществление саморазвития обучающегося, креативности, социальной компетенции, основанные на индивидуальном подходе к обучающимся.

На мой взгляд, в чистом виде использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Можно утверждать, что апробированные в образовательном процессе технологии, интерактивные методы, приемы способствуют достижению результатов современного образования.

1.3.Технология проблемного обучения

Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование.

В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.

В контексте заявленной темы представлены как теоретический аспект изучения технологии проблемного обучения, так и примеры практического использования указанной технологии преподавателями техникума при организации учебного процесса.

Цель проекта: систематизировать теоретический материал по организации проблемного обучения и представить варианты использования методов проблемного обучения при организации теоретических и практических учебных занятий.

Предполагаемый результат: успешное формирование у студентов общих и профессиональных компетенций посредством внедрения технологии проблемного обучения.

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то,
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак

Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Причины возникновения проблемного обучения

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.

В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. Научно техническая революция и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Суть проблемного обучения

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций (приложение 1).

Отличия от традиционной педагогики

Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Деятельность преподавателя

сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами

Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

Деятельность

студентов

воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п.

Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

Мотивация

непосредственное побуждение

Интеллектуальные мотивы

Методы обучения

объяснительно-иллюстративные

Исследовательские, активные методы, образовательные технологии

Результаты обучения

готовые знания

Знания – убеждения, творческие способности, компетенции

При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой они уподобляются приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений). Ярко выраженную особенность проблемные ситуации имеют при организации практического обучения студентов (приложение 2).

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения следующую структуру (приложение 3):

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании студентов.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов.

Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата.

И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если педагог чувствует, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

При организации проблемного обучения существенно меняется роль педагога. Он должен выполнить ряд новых для него ролей и функций (приложение 4).

Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, готовит студентов к самоменеджменту, и позволяет:

- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

4. Развивает творческие способности;

5. Формирует убеждения;

6. Формирует навыки исследовательской деятельности;

7. Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г.Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.

Использование современных образовательных технологий является неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

Глава 2. Практические основы применения технологии проблемного обучения на занятиях учебной практики по профессии

«Повар, кондитер».

Практическое обучение студентов техникума  является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Практическое обучение проводится в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальностям, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Неотъемлемой частью практической  деятельности является использование современных образовательных технологий.

Работая над проблемой активизации познавательной деятельности обучающихся, целесообразно на занятиях учебной практики применять современные образовательные технологии (игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ и другие).

Задачами мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" являются:

1. Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе.
2. Умение рационально планировать и организовывать работу.
3. Оценка деятельности обучающего не только конечному результату, но и его достижения.
4. Создание проблемных ситуаций, которые позволяют обучающим проявлять инициативу, самостоятельность.
5. Поощрять обучающих находить рациональные способы работы. 
В  первые месяцы учебной практики  основной формой, которую я использую на своих уроках,  является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Урок учебной практики планирую и провожу, начиная с  единого  вводного инструктажа,  при этом объясняю  особенности работы, предупреждаю учащихся  о типичных ошибках;  на каждом уроке коллективно обсуждаем  причины неудач и ошибок,  выполненные изделия сравниваем  с образцами. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создаёт ситуацию успеха, развивает у обучающихся познавательный интерес, чувство удовлетворённости своей работой. Уделяю  особое внимание созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения.
Учебная практика в производственных лабораториях – это полное и качественное усвоение изучаемого материала. (на примере ПМ 07.)
В дальнейшем на уроках учебной практике использую  проблемное обучение - сущность заключается в том, что учащихся побуждают к познавательной активности, к самостоятельным умственным действиям, направленным на достижение требуемого результата. В процессе творческого поиска путей разрешения противоречий учащиеся не только получают, определяют сумму знаний, но и овладевают методами исследования, развивают активность, приобретают опыт творческой деятельности. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от характера и количества осуществляемых ими действий при решении проблемы.  На уроках учебной практики, поставленная мною проблема может быть решена через составления учебного проекта, при выполнении этого задания обучающиеся проходят все этапы учебного проекта. В ходе работы над проектом обучающимся приходиться переработать большое количество информации, в результате чего они хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они изучают много материала и с удовольствием  показывают свои умения оформлять результаты своей работы. Защита проектов осуществляется вначале на уроках учебной практике. Введение на урок учебной практики элементов проектной  деятельности позволяет мастеру не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять свою познавательную деятельность.
      Ярким примером проблемного обучения служит урок учебной практики по  ПМ 03 "Приготовление супов и соусов" при приготовлении блюда "Борщ украинский" мною была поставлена проблема: "Может ли длительность тепловой обработки влиять на процесс карамелизации?"  И в конце урока я получила ответ на заданную проблему. Таким образом проблемное обучение способствует развитию умственных способностей самостоятельности творческого мышления учащихся.

Заключение

Противники проблемного обучения иногда задают вопросы:

Какое значение имеет “открытие” студентами давно известных истин? Зачем студенту выступать в роли первооткрывателя? Как показали исследования, основное значение здесь имеет не только нахождение результата, факт субъективного “открытия” истины, но и сам процесс ее поисков.

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах;

формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.

Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”

В наших же руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый студент не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

 

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.Чтобы знания станови-лись инструментами, а не залежами  ненужного старья на задворках интеллек-та, студент  должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расши-рять и дополнять.

Задача  педагога – создать для этого все условия.

Б.Шоу