Авторизация
Статистика
Пользователи : 1Статьи : 337
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 708532
Программа развития ОГБПОУ САТТ до 2020 года |
![]() |
Изменения в программу развития ОГБПОУ САТТ до 2020 года
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Информационная справка об образовательном учреждении Днём основания учреждения считается 15 июня 1930 г., когда решением Наркомпищепрома СССР школа мастеров маслоделия и сыроделия, существовавшая с 1917 года в бывшем имении графа Рибопьера, была преобразована в Сурский технологический техникум молочной промышленности. В связи с реорганизацией школы в техникум были освобождены помещения, занимаемые школой, и переданы техникуму. Все хозяйство школы, а именно: 200 га земли, 50 коров бестужевской породы, 10 рабочих лошадей, несколько породистых свиней, сельхозинвентарь - было передано РИКУ. В начале 1930 – 1931 г.г. учебного года техникум при содействии РИКа приобрел здание учебного корпуса в Сурском. На первый курс были переданы учащиеся школы, организованы подготовительные курсы на 60 человек. В 1933 – 1934 г.г. техникуму были переданы Райисполкомом 2 каменных двухэтажных здания. Впоследствии эти здания были переделаны под общежития №1, №2. В 1935 – 1936 г.г. техникум приобрёл у частных лиц под квартиры один двухэтажный деревянный дом и один каменный, сгоревший, который был восстановлен и использован под квартиры для работников. Постепенно оборудовались учебные кабинеты и лаборатории техникума. Одним из выпускников Сурского техникума молочной промышленности 1936 г. был Пётр Дмитриевич Стемасов. Будучи радистом, в 1941 г. в боях на подступах к Москве совершил подвиг, встав у оставленного орудия и ведя из него огонь, задержал наступления врага. 9 ноября 1941 г. Стемасову присвоено звание Героя Советского Союза. В 1936 г. по решению Наркомпищепрома СССР был закрыт молочный техникум в городе Рыбинске, учебное оборудование которого было передано Сурскому техникуму. Это улучшило оснащенность его лабораторий и кабинетов. Сурский техникум имел одно технологическое отделение со средним количеством групп, равным 8. Только в 1944 – 1945 учебном году открылось второе отделение – бухгалтерское, с количеством учащихся 69 человек, но из-за отсутствия квалифицированных преподавателей оно в 1945 году было закрыто. В годы Великой Отечественной войны в техникуме размещался и работал филиал Московского института мясной и молочной промышленности. В 1960 г. в техникуме было открыто механическое отделение по специальности № 0565 (Холодильно-компрессорные машины и установки). Состоялось три выпуска по данной специальности, но после этого механическое отделение было закрыто в связи со слабой материально-технической базой и недостатком учебных помещений. В 1961 г. был произведен первый приём на заочное отделение по специальности 1013.(технология молока и молочных продуктов). До 1974 г. было одно технологическое отделение с двумя формами обучения (дневное, заочное). В 1974 г. Сурский техникум был переведен в город Димитровград, где для него построен целый комплекс помещений, включающий учебный корпус на 600 мест с учебными мастерскими, актовым и спортивным залами, два общежития, на 300 мест каждое, столовая на 110 посадочных мест. За 85 лет своей деятельности техникум неоднократно переименовывался, преобразовывался и реорганизовывался. С сентября 1974 г. на базе Сурского техникума образовано профтехучилище №15, переименованное в июне 1982 г. в СПТУ №9. В 1984 году оно было реорганизовано в среднее профтехучилище № 28. Страна нуждается в грамотных квалифицированных специалистах. С 2000 года в данном учебном заведении открыт Государственный агротехнологический техникум с широким спектром специальностей и профессий для различных отраслей народного хозяйства. Это позволило решить многие проблемы в районе, поскольку ряд предприятий являются для техникума базовыми. Был взят курс на многопрофильную подготовку – стали готовить специалистов по новым специальностям и профессиям. Приказом Департамента образования Ульяновской области №1089 от 13.12.2005 г. Государственный агротехнологический техникум в р.п. Сурское переименован в Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования агротехнологический техникум в р.п.Сурское. Распоряжением Министерства образования Ульяновской области №2601- р от 01.08.2011 г. Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования агротехнологический техникум в р.п.Сурское переименовано в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования агротехнологический техникум в р.п. Сурское. Распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области №608-р от 02.04.2015 г. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования агротехнологический техникум в р.п.Сурское переименовано в Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сурский агротехнологический техникум». Основное направление подготовки рабочих и специалистов – агропромышленный комплекс. Специальности среднего профессионального образования можно получить, обучаясь по заочной форме. Режим занятий в техникуме строится с учётом требований к условиям реализации образовательных программ: общая учебная нагрузка обучающихся по программам СПО не превышает 54 часов, обязательная – 36 часов в неделю. Учебный час – 45 минут. Занятия начинаются с 8.30. Продолжительность перемен 5 – 10 – 30 мин. Учебная практика по профессии ППКРС «Повар, кондитер» осуществляется рассредоточено, по специальностям ППССЗ – концентрированно. Продолжительность каникул – 13 недель в году. Номенклатура оказываемых образовательных услуг: - среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) со сроком обучения 3 года по очной форме обучения на базе основного общего образования; - среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): · со сроком обучения 3 года 10 мес. по очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; · со сроком обучения 2 года 10 мес. по очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; · со сроком обучения 3 года 10 мес. по заочной форме обучения на базе среднего общего образования или среднего профессионального образования по ППКРС; - дополнительное профессиональное образование по программам профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
3.Аналитико-прогностическое обеспечение программы 3.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней средыНа развитие техникума оказывают влияние как глобальные процессы, проходящие в агропромышленном комплексе и в сфере среднего профессионального образования, так и региональные условия, определяющие специфику функционирования техникума. Переход российской экономики от тупиковой экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу развития планирует резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счёт наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. С ростом человеческого капитала появится возможность обнаружить и задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Именно в этом плане образование способно стать стратегическим ресурсом долгосрочного экономического развития. Принятие документов долгосрочного развития до 2020 года добавляют уверенности в ориентации государства на устойчивое развитие. Результаты анализа экономической ситуации в обществе, политики государства в области образования показывают, что изменения в социально-экономической жизни общества, в требованиях к качеству профессионального образования обусловили следующие тенденции развития и модернизации профессионального образования: · превращение профессионального образования в составную часть социально-экономической политики; · возрастание роли социальных партнеров в совершенствовании профессионального образования, повышение ответственности за состояние профессионального образования всех заинтересованных сторон; · формирование новых прочных связей профессионального образования с потребностями рынка труда и конкретных производств, малым и средним бизнесом; · индивидуализация профессионального образования, как создание методик, технологий и организационных форм, ориентированных на обучающихся. Есть и факторы регионального значения. В настоящее время осуществляется модернизация системы профессионального образования Ульяновской области по трём направлениям: 1) внедрение дуальной системы профессионального образования на основе взаимодействия образовательных организаций с организациями-работодателями; 2) создание на базе профессиональных образовательных организаций сети многофункциональных центров прикладных квалификаций; 3) формирование ресурсных центров для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики Ульяновской области. По результатам мониторинга потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы организации оценили потребность в кадрах на 2014 год в количестве 4,3 тыс. человек, на 2015 год – 3,75 тыс. человек. Постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают две основные отрасли: промышленность и сельскохозяйственное производство. Анализ деятельности системы профессионального образования Ульяновской области позволяет выделить основные проблемы, требующие решения: 1. Недостаточное соответствие структуры профессиональной подготовки потребностям экономики и социальной сферы рынка, что определяет диспропорции спроса и предложения на рынке труда. 2. Существующая система образования не в полной мере ориентирована на развитие экономики Ульяновской области. По данным мониторинга, только 51,8% работодателей отметили необходимый уровень соответствия знаний и навыков выпускников профессиональных образовательных организаций потребностям производства, 49,5% работодателей признают уровень подготовки по рабочим специальностям достаточным. 3. Слабая заинтересованность организаций-работодателей всех форм собственности в устойчивом взаимодействии с образовательными организациями, несвоевременная ориентация на новые специальности рынка труда в соответствии с экономическим развитием. 4. Отсутствие эффективной системы профессиональной ориентации населения. 5. Недостаточное участие общественности в управлении образованием. 6. Развитие региональной системы профессионального образования сдерживается недостаточным финансированием образовательных организаций. 7. В условиях перехода на инновационный путь развития осложняется процесс формирования профильной структуры подготовки специалистов. Промышленность Сурского района представлена 7 основными промышленными предприятиями. Основные виды деятельности: переработка сельскохозяйственной продукции, производство швейных изделий и лесопереработка. В общем обороте по крупным и средним организациям района промышленные предприятия составляют 18%. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики района и существенная часть его налогового потенциала. В этой сфере действуют 41 предприятие. Основные сельскохозяйственные предприятия: ООО «Чеботаевка», СПК «Дружба», СПК «Маяк», ООО «Заря», СПК «Лавинский», ООО «Ждамировское», к/х «Россия», к/х «Пронин», инвесторы: Сурский филиал ООО Агрофирма «Мордовзерноресурс», ООО «Агро- Гулюшево», ООО АПК «Весенний сюжет» и др. По данным Центра занятости населения Сурского района в структуре банка вакансий 69 % составили рабочие профессии, 31 % - для специалистов и служащих. В связи с тем, что в Сурском районе основное направление развития - сельское хозяйство, специальности и профессии, подготавливаемые в техникуме, являются востребованными.
3.2. Анализ состояния внутренней среды техникума.На сегодняшний день техникум является одним из ведущих учебных заведений среднего профессионального образования Ульяновской области. Анализируя результаты учебной деятельности техникума, можно сделать вывод: по большинству показателей достаточно стабильные результаты успеваемости. Показатели подготовки выпускников по результатам ГИА: 100% успеваемость и незначительное увеличение качества знания. Для участия в ГИА в качестве председателей ГАК приглашаются представители работодателей, с которыми также согласовывается экзаменационный материал, тематика выпускных экзаменационных работ и др. Результаты ГИА по годам
Техникум готовит специалистов и рабочих по программам среднего профессионального образования. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с лицензией № 1445 от 20.02.2012 г., полученной в соответствии с законодательством. Документы государственного образца выдаются согласно Свидетельству о государственной аккредитации № 2387 от 13.05.2014 г. По состоянию на 01.09.2015 г. контингент обучающихся составляет 209 человек, из них на отделении среднего профессионального образования обучается 116 человека, на отделении ППКРС - 71 человек. Профиль техникума формируется на основе потребности рынка труда, связанного с придорожным бизнесом (общественное питание), а также сельскохозяйственным производством (трактористы, механики, водители автомобиля). Подготовка ведется по следующим специальностям и профессиям:
Для реализации профессиональных образовательных программ техникум располагает достаточной учебно-материальной базой: общая площадь зданий, где ведется образовательный процесс, составляет 8556 кв. м, для проживания студентов имеется общежитие на 60 мест площадью 1289 кв. м. Для реализации учебного процесса используются 36 кабинетов и лабораторий, 1 учебная мастерская. Укомплектованность учебных кабинетов и мастерских современным оборудованием соответствует требованиям ФГОС. В то же время с учетом того, что большинство профессий и специальностей, по которым ведется обучение, являются чрезвычайно затратными, для того, чтобы в полной мере реализовать Федеральные государственные образовательные стандарты, требуются значительные материальные вложения. Эффективность образовательного процесса в техникуме во многом определяется качественной организацией учебной работы. Учебный процесс регламентируется рабочими учебными планами с разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам, годовым учебным графиком и расписанием занятий. Основные образовательные программы, реализуемые в техникуме, обеспечиваются учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам. По каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в соответствии с ФГОС СПО разработаны: рабочая программа дисциплины, фонды оценочных средств, контрольно-измерительный материал для промежуточного, рубежного и итогового контроля знаний или контроля знаний студентов, другие учебно-методические материалы. Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню дисциплин основной образовательной программы, а также к сети Интернет. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов. Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе «Сельский механизатор», «Поволжье. Агро», «Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт», «Юридический консультант», «Переработка молока», «Хлебосол», «Наша кухня», «Кулинарный мир» и др. На 01.09.2015 г. библиотечный фонд техникума составляет 12395 ед. В том числе: учебная литература – 4210 ед., учебно-методическая – 3098ед. В техникуме имеются: - количество выходов в интернет – 5; - количество интернет-серверов – 1; - подключение к сети интернет со скоростью выше 2 Мб/сек.; - локальных сетей – 2; - общее количество персональных компьютеров – 40. Комплексного решения также требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания, внедрения и трансляции передового опыта использования технологий здоровьесбережения, создания условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе медицинского кабинета техникума, физического воспитания обучающихся и развития массового спорта. Серьезной проблемой для педагогического коллектива являются пропуски занятий без уважительных причин. Ежедневный мониторинг посещаемости, оперативный контроль со стороны классных руководителей и мастеров ПО, разнообразие форм и методов проведения учебных занятий, способствующих повышению мотивации посещения занятий, и принятие своевременных мер позволят значительно сократить пропуски учебных занятий без уважительных причин. В настоящее время в экономике области происходит процесс преодоления последствий переходного периода, экономического кризиса и выход на инновационный путь развития. Формы работы техникума с социальными партнерами можно разделить на две группы: договорные и организационные. Договорные формы подразумевают все виды взаимодействий на основе договоров. Традиционно диалог с социальными партнерами сводился к организации производственной практики обучающихся, стажировки преподавателей, мастеров производственного обучения. Договорные формы сотрудничества в техникуме заключены с ведущими организациями, предприятиями и индивидуальными предпринимателями района. Проблемой развития кадровых ресурсов техникума занимаются все структурные подразделения. Основное внимание в кадровой политике уделяем совершенствованию профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников. Для ведения образовательной деятельности техникум располагает достаточным количеством педагогических кадров и обслуживающего персонала. Численность персонала составляет 64 человека, из них: руководящие работники - 5 человек и педагогические - 21 человек или 32% от общей численности. Укомплектованность штата составляет – 96%. Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию составляет 18 человек или 62%, имеющих высшее профессиональное образование составляет 80%, прошедших повышение квалификации в области ИКТ - 100%. Срок работы по должности заместителей директора более 5 лет, причем все заместители сделали карьеру в техникуме и работали преподавателями или мастерами п/о. Стаж работы руководящих работников более 20 лет составляет 3,7%, более 5 лет – 14,8%, среди педагогических работников стаж более 20 лет - 44%. Основная нагрузка по реализации данного направления работы лежит на методической службе техникума, которая включает следующие структурные единицы: методический совет, педагогический совет, инструктивно - методические совещания, цикловые методические комиссии, временные творческие коллективы. Основными направлениями деятельности методической службы являются: - организация системы непрерывного профессионального образования педагогических работников; - выявление, изучение, отбор и трансляция передового педагогического опыта; - оказание методической поддержки педагогическим работникам по всем направлениям их педагогической деятельности; - участие в областной программе «Развитие инновационных процессов»; - проведение предварительной экспертизы аттестационных материалов педагогических работников по присвоению квалификационных категорий; Реализация данных направлений деятельности позволяет повышать профессиональную компетентность педагогических работников Инновационный процесс рассматривается как процесс освоения новых педагогических средств: новых методов, методик, технологий, программ. В качестве основных форм инновационной деятельности выступают: научно-методическая работа, опытно-экспериментальная работа, научно-исследовательская деятельность. Одно из основных направлений развития кадровых ресурсов – участие в областной программе Развития инновационных процессов (РИП), в которую техникум вошёл с 2010 года. В рамках РИП педагогическими работниками техникума проводилось исследование в статусе экспериментальной площадки по направлению: «Научно-методическое обеспечение формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в процессе реализации ФГОС нового поколения». В течение четырёх лет педагогические работники техникума не только занимались исследовательской деятельностью, но и делились опытом экспериментальной работы на семинарах-практикумах областного уровня для руководителей ОО и структурных подразделений (14 мероприятий). Печатались в Педагогическом вестнике «Разговор о главном…», сборнике «Ступени роста: от теории к практике» и др. С 2011 года техникум принимает участие в Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов. Результат: 2013 г. – Диплом III степени, 2014 г. - Диплом II степени. В настоящее время техникум работает в статусе областной экспериментальной площадки по проблеме «Научно-методическое обеспечение проектирования и разработки образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих и служащих со средним профессиональным образованием с учётом профессиональных стандартов и стандартов WSI (на примере профессии ППКРС «Повар, кондитер») За последние пять лет все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации при УИПК ПРО, прошли стажировку в организациях района, обучение по программам «Пользователь ПК», «Информационно-коммуникационные технологии». Техникум оперативно отреагировал на введение ФГОС: разработана и реализована Программа психолого-педагогической подготовки педагогических работников к реализации ФГОС СПО нового поколения, разработанных на модульно-компетентностной основе. За 2010-2011 учебный год в рамках названной программы было проведено 10 семинаров-практикумов, два педагогических совета, более 15 консультаций с методистами НМЦ, что позволило педагогическим работникам качественно разработать основные профессиональные образовательные программы по пяти направлениям подготовки. Приоритетными направлениями организации воспитательной работы в техникуме предыдущего периода были: 1. Организация деятельности по гражданско – патриотическому, духовно-нравственному, профессионально-трудовому, правовому, интеллектуальному, физическому, эстетическому, экономическому, экологическому, семейному воспитанию. 2. Организация деятельности органов самоуправления по формированию жизненной позиции (организация работы структур студенческого и ученического самоуправления, организация внеучебной деятельности) 3. Организация деятельности по профилактике негативных проявлений в молодёжной среде. 4. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Концептуальная идея воспитательной работы в техникуме предполагает единство учебной и внеучебной деятельности. Основной целью воспитательной работы в техникуме являлось создание единого воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности студента. Исходя из них, решались следующие задачи: - реализация личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе на основе использования современных образовательных и воспитательных технологий; - развитие правового и психологического просвещения всех участников образовательного процесса; - активизация работы по гражданско - патриотическому воспитанию; - развитие физически и нравственно здоровой личности; - обеспечение личностного самоопределения обучающихся, их социальная адаптация; - формирование и укрепление традиций; - приобщение к ведущим духовным и семейным ценностям, воспитание гражданственности, формирование культуры; - развитие ответственности через совершенствование системы самоуправления. Бюджет техникума складывается из финансирования за счет областного бюджета и собственной внебюджетной деятельности.
3.3. SWOT-анализ деятельности техникума Cильные стороны: -Востребованность специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса региона. -Спрос на деятельность техникума со стороны работодателей и центра занятости. -Стабильные показатели набора и контингента студентов. Заинтересованность родителей в обучении по месту жительства студентов. -Взаимодействие с организациями и предприятиями района и области по обеспечению учебной и производственной практики студентов. -Наличие опыта открытия новых специальностей и профессий, опыта работы по разработке нормативно-правовой и учебно-программной документации. -Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. -Пройдена аккредитация (в 2014 году) по всем специальностям и профессиям СПО. -Наличие учебно-программной документации и учебно-методических комплексов по специальностям и профессиям. -Сложившаяся система воспитательной работы. Сохранение и развитие традиций субъектов образовательной деятельности. -Наличие материально-технического обеспечения по всем специальностям и профессиям техникума. -Наличие квалифицированного педагогического коллектива, опыта работы по организации обучения. -Результативность образовательной деятельности в рамках ОУ. - 12% поступают в ВУЗы и ССУЗы - 86 % поступают на работу -Возможность получения внебюджетных средств. -Возможность получения дополнительных профессий студентами техникума. -Системный подход к профориентации. -Наличие общежития Слабые стороны: -Недостаточность образовательных материально-технических ресурсов (прежде всего, учебно - лабораторной базы, а также специализированных лабораторий) для подготовки востребованных профессиональных кадров. -Недостаточный уровень современности материально-технической базы, уступающий текущим производственным реалиям работодателей, что снижает возможности техникума по реализации программ ДПО. -Недостаточность современных учебно-методической пособий, отражающих современные технологии профессиональной деятельности по профилю специальностей. -Недостаточное использование новых педагогических, информационных и коммуникационных технологий в педагогическом процессе. -Неудовлетворённость работодателей уровнем квалификации выпускников, их практическими умениями и навыками. -Слабая адаптация части выпускников к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. -Недостаточная мотивированность абитуриентов к обучению. Отчисление обучающихся и самовольный уход по различным причинам. -Затруднения в правильном выборе профессии. -Недостаточный уровень подготовки абитуриентов.
Возможности: -Закрепить лидерскую позицию техникума по профильной подготовке специалистов для агропромышленного комплекса. -Привлечь инвестиции работодателей в развитие материально-технической базы техникума. -Увеличить контингент студентов техникума за счет обучения студентов на основе договоров. -Обеспечить соответствие планируемых и фактических результатов обучения образовательных программ, реализуемых техникумом, а также гарантий качества образования, отраслевым требованиям работодателей и требованиям федеральных государственных стандартов. -Расширение социальных связей, взаимодействий ОУ с другими образовательными организациями СПО. -Введение новых специальностей в соответствии с запросом работодателей.
Угрозы: -Недофинансирование ОУ и как следствие снижение конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг -Снижение контингента техникума. -Потеря преподавательского состава вследствие низкой оплаты труда. -Дефицит профессиональных педагогических кадров, имеющих высшее техническое (инженерное) образование, практический стаж работы по профилю преподаваемой специальности, а также обладающих современными педагогическими и воспитательными компетенциями (подтвержденными дополнительным педагогическим образованием)
4. Концепция развития ОГБПОУ САТТ При формировании концепции развития техникума мы должны, прежде всего, уточнить миссию техникума, т.е. определить, на реализацию какой части социального заказа мы сориентированы, какие проблемы собираемся решить в первую очередь. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года необходимо достичь нового качества образования, обеспечивающего «подготовку всесторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию». Исходя из этого и специфики организации образовательного процесса, миссия техникума будет следующей: «Подготовка специалистов для агропромышленного комплекса региона, обладающих ключевыми компетенциями, на базе опыта прошлых поколений с учетом современных технологий и международных стандартов». Выполнение данной миссии возможно при достижении нового качества образования. Переход профобразования на ФГОС нового поколения предъявляет принципиально новые требования к организации учебного процесса. Он определяет требования к структуре, условиям реализации образовательного процесса и результатам освоения ОПОП. Образовательный процесс при этом должен соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы. В новых условиях у выпускников формируется способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, он становится конкурентоспособным. В связи с введением профессиональных стандартов произойдет корректировка ОПОП в части результатов обучения, которая в свою очередь повлечет за собой обновление учебно-методических комплексов, форм и методов обучения. В связи с введением ФГОС среднего общего образования аналогичной корректировке подвергнутся ОПОП и в части дисциплин общеобразовательного цикла. Обновленное содержание даст возможность нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, к введению качественно иных ориентиров в оценке деятельности преподавателя и уровня внутритехникумовской системы управления. Неотъемлемой частью Программы развития является создание и реализация инновационных условий развития образовательного процесса. Она определяет перспективную организационно-управленческую деятельность руководящих и педагогических работников по созданию профессионально мобильной, готовой к постоянному самообразованию и саморазвитию в условиях динамики рынка личности. Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса к проблеме подготовки качественного специалиста. Программа развития опирается на: - компетентностный подход, обеспечивающий максимальное развертывание потенциальных возможностей человека как субъекта деятельности и общения; - рефлексивный подход, используемый в выявлении закономерностей и механизмов образования и обучения; - онтологический подход, рассматривающий воспитание не как подготовку к предстоящей жизни, к выполнению какой-то социальной роли, а как способ бытия, наполненный личностными смыслами, ценностями и целями; - теорию профессионального становления, опирающуюся на формирование профессиональных компетенций; - модель взаимодействия работодателей, бизнес-структур, профессиональных сообществ и профессиональных образовательных организаций Ульяновской области в подготовке профессиональных кадров нового поколения. Программа составлена в соответствии с целями, задачами и направлениями модернизации системы образования в Ульяновской области, а также запросами от предприятий, представляющих приоритетные отрасли для развития экономики Сурского района Ульяновской области и основывается на следующих принципах: • развитие образовательной среды; • непрерывное развитие наиболее эффективных форм и механизмов взаимодействия с работодателями в рамках проектирования и реализации образовательных программ, • мобильность и адаптивность образовательных программ, предполагающая гибкое реагирование на изменения внешней среды, • непрерывность образования, предполагающая преемственность с другими образовательными уровнями и развитие системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), • непрерывное совершенствование материально-технической и ресурсной базы техникума. Исходя из анализа ситуации на рынке труда и в образовании, техникум определил для себя следующие цели и вытекающие из них задачи. Цель программы: - создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения функционирования и развития техникума в интересах личности и общества. Задачи, реализуемые в рамках программы: - обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики; - создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий граждан в приобретении профессий, специальностей на протяжении всей жизни; - создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - совершенствование структуры управления; - расширение круга социальных партнеров; - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации студентов и слушателей; - развитие воспитательной системы; - реализация дуальной модели обучения; - совершенствование материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС СПО; - развитие технологической культуры педагогических работников; - совершенствование системы мотивации педагогических работников.
Основные направления реализации программы развития: -повышение привлекательности профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. В современных условиях особую актуальность приобретает переосмысление подходов к организации образовательной деятельности техникума, связанных с повышением привлекательности программ профессионального образования. К мероприятиям, направленным на повышение престижа техникума, привлекательности программ профессионального образования, а в конечном счете привлекательности профессий и специальностей мы относим: - своевременное, полное информирование социального окружения об особенностях образовательной деятельности техникума; отражение информации на сайте техникума; профориентационную работу, организованную с учетом особенностей целевой аудитории, с использованием современных психолого-педагогических и компьютерных технологий, а также активных методов профессиональной ориентации; - качественное участие в областных мероприятиях, в том числе и с участием школьников; привлечение к проведению мероприятий работодателей; - проведение мастер- классов для школьников; - проведение Дней открытых дверей; - развитие системы социального партнерства; - расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг; - участие работодателей в профориентационной работе в школах; - участие в областных и федеральных проектах по данному направлению. Сложившаяся в техникуме система профориентационного сопровождения образовательного процесса не в полной мере позволяет грамотно проводить рекламную кампанию, учитывать особенности целевой аудитории (социально-психологический портрет выпускника школы). Необходимо абитуриентам оказывать психологическую поддержку в ситуации выбора профессии, зачастую в ситуации выбора вынужденного. Основными направлениями работы по повышению престижа рабочих профессий среди обучающихся техникума считаем: - организацию практики на современном оборудовании; - участие в конкурсах профессионального мастерства работодателей; - моральное и материальное стимулирование профессиональных достижений; - получение дополнительных профессий через курсовую подготовку; - пропаганда рабочих профессий через систему воспитательных мероприятий. Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание студентам психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования
-создание условий для организации общественной системы оценки качества профессионального образования. Независимая оценка качества образования может проходить в форме аккредитации образовательных программ, сертификации выпускников, мониторинга ряда объективных показателей. Аккредитация · Процесс оценки качества образовательных программ по определенным критериям и процедурам; · Присвоение образовательной программе статуса, фиксирующего признание бизнесом и профессиональным сообществом приемлемого для них уровня качества обучения. Сертификация · Проведение одного или нескольких квалификационных экзаменов для физического лица на право осуществления определенного вида деятельности; · Присвоение внешним по отношению к системе образования сообществом человеку статуса, фиксирующего право на ведение профессиональной деятельности / занятие определенной должности или подтверждающего обладание определенными компетенциями. -мониторинг деятельности техникума. Оценка динамики развития образовательного учреждения. Считаем, что все формы общественной системы оценки качества профессионального обучения приемлемы для техникума.
-формирование системы методического обеспечения подготовки рабочих кадров и среднего звена
-совершенствование материально-технического обеспечения – необходимое условие качества образования · эффективное использование помещений, оборудования; · обеспечение развития материально-технической базы за счет: ресурсосберегающих технологий; привлечения для развития материально-технической базы новых источников финансирования, более широкого использования спонсорской помощи; · приобретение современного учебного и производственного оборудования и повышение эффективности его использования; · развитие компьютерных и Интернет – технологий, обновление парка современного компьютерного и мультимедийного оборудования.
-развитие взаимодействия образовательного учреждения и работодателей. Сегодня речь идет о развитии организационных форм сотрудничества, являющихся более высоким уровнем взаимодействия с работодателями на основе дуального обучения. С целью повышения качества профессионального образования, необходимо добавить новые формы сотрудничества: - оказание работодателям информационных и консалтинговых услуг; - проведение семинаров, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по запросам работодателей; - совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках и т.д. - мониторинг рынка труда и образовательных услуг: маркетинговые исследования, исследования конкурентоспособности выпускников, их карьерного роста, уровня привлекательности техникума и т.п. - организация взаимодействия с работодателями в рамках дуального обучения. Развитие системы социального партнерства открывает для техникума следующие дополнительные возможности: упрощает доступ информации о рынке труда; обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов; упрощает процедуру корректировки старых и разработки новых программ, отвечающих требованиям работодателей; способствует наиболее полному выполнению требований образовательных стандартов; расширяет возможности для организации практики и трудоустройства выпускников; способствует укреплению учебно- материальной базы.
- развитие кадровых ресурсов образовательного учреждения. Происходящие инновационные процессы системы образования и необходимость чутко реагировать на все изменения образовательной среды требуют сформированности у педагогов особой профессиональной позиции, особых профессиональных умений, способностей, качеств. Поэтому необходимо постоянное управленческое и методическое содействие развитию кадровых ресурсов техникума. Содействие должно строиться с учетом профессионально-педагогических потребностей, затруднений педагогов, индивидуальных маршрутов профессионального продвижения. Особое внимание нужно уделить корректировке системы самообразования педагогических кадров. Существующая в настоящее время система (Недели ЦМК, методические семинары, работа творческих групп, разработка индивидуальных методических тем, повышение квалификации) обеспечивает в основном информационный аспект самообразования. Ее необходимо дополнить мероприятиями, направленными на: - развитие педагогической ИКТ-компетентности; - формирование готовности работать в Интернет-среде; - мотивирование педагогов к развитию профессионально важных качеств; - содействие развитию специальных способностей (самоуправлению, саморегуляции); -совершенствование педагогических работников в разработке УМК на компетентностной основе. Кроме того, в настоящее время систему повышения квалификации педагогических работников рекомендуется выстраивать по индивидуальному образовательному маршруту и использовать накопительную систему повышения квалификации. Это требует от руководящих и методических работников значительной диагностической, консультационной и организационной работы по оказанию помощи в формировании индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников. К числу основных проблем, также требующих принятия управленческих решений, мы относим: - старение педагогических коллектива; - низкая материальная заинтересованность, как молодых специалистов, так и практических работников предприятий; - отсутствие средств на изучение практического опыта других регионов; - недостаточная работа по формированию кадрового резерва руководящих работников. Решение данных проблем предполагает решение следующих задач: - формирование целенаправленной кадровой политики; - максимальное стимулирование труда педагогических работников; - обеспечение опережающей подготовки педагогических работников к реализации ФГОС СПО; - создание условий для развития инновационных процессов; - формирование кадрового ресурса руководящих работников.
-развитие технологической культуры педагогических работников Технологическая культура педагогических работников – это динамическая совокупность элементов, соединяющая в себе технологические знания, умения, профессионально и личностно значимые качества, необходимые для успешной преобразовательной деятельности. Результат – теоретическая и практическая готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. Условия развития технологической культуры педагогов: -мотивационные условия: *обеспечение добровольности, права выбора методов, форм, педагогических технологий; *моральное, материальное стимулирование педагогов, работающих в инновационном режиме; *создание благоприятного психологического микроклимата; *стимулирование самообразования педагогов, повышение профессиональной компетентности; -материально технические условия: *обеспечение орг-, аудио-, видеотехникой, обновление и оснащение учебных кабинетов, мастерских; *создание многофункциональных лабораторий; *создание издательского центра; -организационные условия: *сотрудничество с научными работниками Центра ОСИ; *создание временных творческих групп; *организация семинаров-практикумов; *постоянное обновление содержания и структуры научно-методической службы; -информационные условия: *обеспечение учебно-программной документацией; *обеспечение специальными педагогическими изданиями; *обеспечение методической, психолого-педагогической литературой.
-совершенствование воспитательной системы образовательного учреждения Целенаправленная воспитательная работа дает положительные результаты, но происходящие изменения в экономике, политике, общественной жизни и в образовании диктуют необходимость пересмотра подходов к проектированию воспитательной системы. Воспитательная работа техникума ведется по следующим направлениям: 1.«России – жить». Гражданско-патриотическое воспитание. Цель: Формирование и развитие у студентов ответственного отношения к людям, семье, государству, воспитание гражданственности и патриотизма 2. «Правовой экспресс». Правовое воспитание. Цель: Формирование у студентов уважительного отношения к законодательству и правам человека 3. «Вдохновение». Духовно-нравственное воспитание. Цель: Формирование духовности личности студента и развитие его нравственных качеств 4. «Арт-Профи». Профессионально-трудовое воспитание. Цель: Повышение престижа рабочих профессий, специальностей 5. «Мастер золотые руки». Профессионально-трудовое воспитание. Цель: Формирование у студентов ответственного, добросовестного, творческого отношения к разным видам трудовой деятельности 6. «Строим будущее своими руками». Цель: Развитие студенческого самоуправления 7. «Молодёжь. Наука. Общество» Интеллектуальное воспитание. Цель: Формирование культуры учебного и интеллектуального труда, расширения сфер познавательной деятельности личности студента 8.«За здоровый образ жизни». Физическое воспитание. Цель: Формирование физической культуры личности студентов, сохранение репродуктивного здоровья 9. «Мир семьи». Семейное воспитание. Цель: Формирование у студентов ответственного отношения к семье 10. «Планета молодых». Эстетическое воспитание. Цель: Формирование у студентов чувства прекрасного, чувства сопричастности к культурному наследию предыдущих поколений 11. «За чистоту и красоту родного края». Экологическое воспитание. Цель: Формирование бережного отношения к окружающей среде Мероприятия по каждому направлению смотреть в Приложении 2 Цель Программы: создание условий для развития личностного потенциала студентов и формирования ОК Задачи Программы: 1. Развитие творческого потенциала студентов. 2. Развитие студенческого самоуправления. 3.Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни. 4.Формирование активной гражданской позиции. 5.Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры. -план финансово-хозяйственной деятельности на 2016 г. и плановые показатели на 2017-2020 (Приложение №2)
5. Механизм реализации программы Срок реализации программы - 2016-2020 г.г. Управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет директор техникума, а координацию хода её исполнения – заместители директора по направлениям своей деятельности (Приложение 1). Общее руководство работой по Программе развития и оценка степени эффективности её реализации осуществляются педагогическим советом. Исполнители – все педагогические работники и сотрудники техникума. Администрация осуществляет управление всеми структурными звеньями. При этом основной формой взаимодействия администрации и педагогического коллектива является обмен информацией, административные и производственные совещания. Основные итоги деятельности техникума руководитель доводит до сведения учредителя – Министерства образования и науки Ульяновской области – по его запросам. Решение поставленных в Программе развития техникума задач предполагает выполнение ряда мероприятий, упорядоченных по степени важности и по срокам исполнения, а также обеспеченных необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы6.1. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы развития- подготовка специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов и работодателей; - повышение степени удовлетворенности потребителя качеством образовательных услуг не менее чем до 70%; - модернизация структуры управления; - развитие социального партнерства с предприятиями Сурского района; доведение охвата работодателей в предоставлении баз производственной практики до 50% (2017 г.), до 90% (2020 г.); - внедрение дуальной системы обучения по всем программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; - открытие новых профессий и специальностей, востребованных работодателями; - внедрение механизмов эффективного контракта между педагогическими работниками и техникумом; повышение средней заработной платы педагогических работников; - развитие технологической культуры педагогических работников техникума; - увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в профильных организациях и предприятиях до 60%; - повышение качества учебной, методической и производственной деятельности за счет изменения содержания образования в соответствии с ФГОС СПО, внедрения новейших информационных и инновационных технологий; - модернизация учебно-материальной базы техникума в соответствии с требованиями ФГОС СПО; - реализация Программы воспитания. 6.2. Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы развития. Ресурсное обеспечение
7. Ресурсное обеспечение Программы - областной бюджет; - внебюджетные поступления денежных средств за счет производственной деятельности, платных образовательных услуг; - поступления от спонсоров;
- участие в различных областных и федеральных программах.
|