Средства обучения и воспитания
в том числе, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования в нашем техникуме реализуется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебная дисциплина, МДК. Содержание учебных дисциплин, МДКформируется исходя из объема часов выделенных на дисциплину, МДК и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения (на протяжении всех методов обучения вПОО, охватывающие все содержание, т.е. учебныедисциплины, МДК, их количество, количество часов выделенных на каждый из них).
Идеальные средства обучения
|
Материальные средства обучения
|
1 уровень – на уроке:
|
Произведения искусства, другие достижения культуры, средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
|
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для реш
ения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
|
2 уровень – учебная дисциплина, МДК
|
Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данной дисциплине.
|
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по дисциплине, МДК).
|
3 уровень – весь процесс обучения:
|
Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общетехникумовских требований.
|
Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
|
В свою очередь в техникуме используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания:
Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, раздаточный материал и т.д.
Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
Демонстрационные – макеты, стенды, модели в разрезе, муляжи и т.д.
Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.
Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
Учебные приборы – колбы, барометр и т.п.
Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.
Таким образом, техникум располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных образовательными программами и обеспечивающей высокий уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Воспитание в техникуме реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов. Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется в процессе обучения, учебно-исследовательской деятельности, учебно-воспитательной работы и внеаудиторной деятельности по различным направлениям:
- гражданско-правовое;
- спортивно-оздоровительное;
- военно-патриотическое;
- художественно-эстетическое
- профессионально-трудовое;
- волонтерское;
- нравственное;
- социальная защита.
В воспитательной системе используются 3 уровня форм организации воспитательной деятельности:
1 уровень – традиционные общетехникумовские массовые мероприятия;
2 уровень – внутригрупповые формы;
3 уровень – индивидуальная личностно-ориентированная работа.
С учетом возрастных и психологических особенностей групп выстраивается деятельность по развитию разносторонних способностей личности студента:
- секции и кружки, охватывающие различные сферы деятельности;
- классные часы, экскурсии;
- конкурсы.
Основными формами воспитательной работы техникума являются: индивидуальные беседы, собрания в группах, проведение классных часов, подведение итогов и анализ успеваемости и дисциплины в группах, на заседаниях студсовета. Организация конкурсов, организация и проведение конференций, диспутов, дебатов; встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами труда техникума; участие в молодежной политики на уровне города, республики; проведение фестивалей; смотров художественной самодеятельности; спортивно-массовых мероприятий; предметных олимпиад, организации выставок, профориентационной работы, участие в благотворительных акциях.
Активному становлению личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности способствует включенность в разнообразные виды внеаудиторной деятельности в группе, на курсе, на уровне техникума, вне стен техникума.
Создана атмосфера, способствующая обучению и воспитанию, развитию активного, профессионально-компетентного гражданина, осознающего общественную значимость и личную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.
Информация составлена в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» (с изменениями и дополнениями 20 октября 2015 г., 17 мая, 7 августа 2017 г., 29 ноября 2018 г., 21 марта 2019 г., 11 июля 2020 г.) и
Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления информации» |