Добро пожаловать
в "Сурский техникум агробизнеса" -
старейший техникум
Ульяновской области!
.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке
Авторизация
Статистика
Пользователи : 1Статьи : 371
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1553948
РИП 2015-2018 гг. |
Тема: «Научно-методическое обеспечение проектирования и разработки образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих и служащих со средним профессиональным образованием с учётом профессиональных стандартов (на примере профессии «Повар, кондитер»)» В соответствии с Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации 03.03.2015 г система среднего профессионального образования (СПО) будет развиваться по трем направлениям: - обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики; - консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО; - создание системы мониторинга качества подготовки кадров. Данные направления по своей сущности провозглашают формирование нового системного подхода к организации образовательного процесса в системе СПО, а задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов отражает внедрение на практике подходов к управлению качеством. Получить объективный ответ на вопрос «Соответствует ли продукт российской системы профессионального образования современным требованиям?» означает понимание, что процесс проектирования и разработки образовательных программ сегодня приобретает иную логику: от ожидаемых результатов обучения путем определения способов их формирования и становления к содержанию образовательной программы. В ч.7 ст. 11 ФЗ «Об образовании в РФ» прописано: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». Концепция актуализации ФГОС СПО с учетом положений профессиональных стандартов учитывает, что эти документы в принципе имеют различное назначение и содержание. Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации рабочего и специалиста, необходимую для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Для его описания используются такие понятия как обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ), трудовые функции (далее – ТФ), трудовые действия (далее – ТД), умения и знания. Ведущим термином профессиональных стандартов является понятие «квалификация». Основная цель ФГОС СПО - это обеспечение единого образовательного пространства, достижение планируемых результатов обучения и на основе способов их формирования и становления определение логики содержания образовательных программ. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) во ФГОС СПО шире, чем описание квалификации в профессиональном стандарте. Они отражают специфику реализуемой образовательной программы СПО, уровня получаемого образования, решение задач социализации, интеллектуального, культурного и профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности выпускника. В качестве ключевого во ФГОС СПО используется термин «компетенция» – динамическая комбинация знаний, умений, практического опыта для успешной деятельности в определенной области. В то же время все более очевидным становится понимание, что синхронизация требований и содержания профессиональных стандартов и ФГОС СПО выступает одним из важнейших критериев как качества организации образовательной деятельности в ПОУ, так и качества разработки и реализации образовательных программ. Поэтому обращение к теме исследования «Научно-методическое обеспечение проектирования и разработки образовательных программ по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием с учётом профессиональных стандартов (на примере профессии «Повар, кондитер»)» является насущно необходимой и актуальной для региона, образовательных организаций СПО. Анализ состояния рассматриваемого вопроса в педагогической теории и практике позволяет определить основные противоречия в заявленной для исследования проблеме между: необходимостью разработки ОПОП СПО с учетом профессиональных стандартов и отсутствием успешно отработанного алгоритма данного подхода на практике; необходимостью отбора объективных критериев качества разработки образовательных программ СПО и отсутствием их теоретического обоснования, примерных основных профессиональных образовательных программ; необходимостью формирования результатов освоения образовательных программ СПО с учетом профессиональных стандартов и отсутствием практики описания особенностей, этапов, процедур и средств оценки профессиональной квалификации как итогового результата освоения программ; необходимостью формирования структуры и содержания образовательных программ на основе принципа целесообразности и соответствующих ФГОС СПО и отсутствием обоснованной на практике логики отбора практической и теоретической частей программ на основе модульно-компетентностного подхода.
Исходя из противоречий, проблемой исследования является процесс проектирования и разработки образовательных программ СПО с учетом профессиональных стандартов. |