http://agrosursk.ru/administrator/index.php?option=com_templates&client=0&task=edit_source&id=themza_j15_59#
eco farming logo

Добро пожаловать

в "Сурский техникум агробизнеса" -

старейший техникум
Ульяновской области!


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
описание к изображениюописание к изображению описание к изображению описание к изображению описание к изображению Заполните нашу анкету Россия описание к изображению

.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке

 

Авторизация



Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 369
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1449004
})()
</script>
Главная Главная Методическая работа Из опыта работы Метод компетентностного обучения: циклы Колба
Метод компетентностного обучения: циклы Колба Печать

Калашникова Е.В., преподаватель математики и информатиуки высшей категории

Занимаясь профессиональным обучением, которое направлено на изменение у студентов знаний, навыков, оценок и развитие отношений с окружающими, для того чтобы они могли адекватно выполнять профессиональные задачи,  я ощутила  потребность в использовании активных методов обучения,  которые отличаются от традиционных  и подходами к организации взаимодействия с обучающимися, и распределением ответственности за результаты, и самой мотивацией к обучению.

Есть такая поговорка, которая гласит о том, что именно опыт является лучшим учителем. Мы сами знаем это по себе еще из детства. Родители только тогда приобретают авторитет у детей, когда подтверждают свои слова научением через опыт.

Ученые-психологи добавляют к этому, что опыт, пожалуй, является не только лучшим, но и единственным учителем. Обучение же, по определению, представляет собой изменения поведения человека под влиянием полученного какого-то определенного опыта.

На этом принципе я основываю обучение на уроках таких дисциплин как «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Большую часть занятий (более 60%) я организую в  форме практических занятий и упражнений. Оставшуюся часть занятий произвожу в лекционной форме. Будучи лектором, я,  выступая в роли человека более знающего, опытного и потому авторитетного в глазах обучающихся, – рассказываю то, что знаю о своей предметной области. Я рассказываю о фактах, делаю обобщения, излагаю теории и концепции, рассказываю о том, как применять эти концепции на практике для решения тех или иных практических проблем. Моей задачей является не обучение через опыт в собственном смысле слова, а в том, чтобы расширить возможности обучающихся, показать и объяснить им, чего они могут достичь. Это происходит путем запоминания студентами тех или иных фактов, суждений, утверждений. Впоследствии, когда обучающийся столкнется с какой-то проблемой, эти суждения актуализируются в сознании и помогают в решении проблемы.

Принцип обучения через опыт реализуется мной в виде модели, которая известна как «Цикл эмпирического познания». Этот цикл стал широко известен и популярен в 1960-70 гг. во многом благодаря американскому ученому-психологу Дэвиду Колбу, отчего его еще называют как «Цикл познания Колба».

Если в традиционном обучении дается 90% информации и в лучшем случае – 10% опыта, то в технологии «Цикл Колба» все наоборот – 10% - это знания, остальные 90% - это навыки и умения, живой опыт. В этом принципиальная разница подходов.

Технология заключается в следующем: для того чтобы человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно,  он должен пройти по четырем стадиям:

  1. 1. Непосредственный опыт.
  2. 2. Анализ опыта.
  3. 3. Обобщение опыта.
  4. 4. Активное экспериментирование.

 

После этого цикл можно повторить снова – ведь после эксперимента у обучающихся будет новый опыт.

Согласно представлениям автора обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Эта методика универсальна, она может быть применима как на теоретических, так и на практических занятиях. Кроме этого методику можно использовать для организации целого занятия или нескольких занятий, а можно и для организации отдельного этапа урока.

Технологию «Цикл Колба» целесообразно  использовать:

  1. на уроках с большим объемом изучаемого материала и небольшим запасом времени;
  2. при изучении материала, трудного для восприятия и понимания;
  3. на уроках повторения и обобщения материала.

 

Процесс обучения может начаться с любой стадии. Процесс протекает циклически – до тех пор, пока не сформируется требуемый навык мы повторяем эти четыре шага; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему. Полноценное обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления».

Так, например, в конце изучения темы «Создание презентаций» мне было необходимо научить обучающихся демонстрировать созданные ими презентации. Процесс обучения был организован мной  с использованием технологии «Цикл Колба».

Этап 1. Непосредственный опыт. (Обучающийся получает новую информацию, новый опыт. Этот этап можно организовать как в групповом так и индивидуальном вариантах.)

Обучающиеся разбиты на пары и перед ними ставится задача продемонстрировать свою презентацию напарнику.  Каждый получает опыт публичного выступления.

Моя роль, как преподавателя заключается в том, чтобы поставить задачи, определить нормы, правила и временные рамки. На данном этапе я являюсь наблюдателем.

 

Этап 2. Анализ опыта. (Обучающиеся классифицируют информацию,  полученную на первом этапе. Они используют эту информацию для развития ключевых моментов по изучаемому предмету в следующей фазе. Но в первую очередь необходимо проанализировать полученный опыт. Этот этап организую как общее обсуждение.)

Эффективный способ помочь обучающемуся осмыслить опыт – это спросить его, что случилось и что он думает по этому поводу. Вопросы, которые обсуждаются:

- С какими трудностями я столкнулся при демонстрации презентации?

- Что привело к тому результату, который я получил в ходе своего выступления?

- В те моменты, когда напарник реагировала положительно, что именно я делал?

- Что можно сделать в будущем, чтобы результаты были стабильно лучше?

Отвечая на эти вопросы, формируется некоторое количество идей относительно того, как следует проводить публичные выступления.

Моя роль на этом этапе помочь обучающемуся осмыслить то, что произошло на 1 этапе. Это означает, что обучающийся должен сфокусировать свое внимание на том, что заключает в себе этот опыт. Наводящими вопросами я добиваюсь того, чтобы наиболее важные аспекты не были пропущены.

 

Этап 3. Обобщение опыта. (Обучающимся необходимо интерпретировать то, что обсуждалось на 2 этапе, для того чтобы определить – какие выводы могут быть сделаны. Это означает, что обучающийся должен проанализировать информацию и решить, что она означает для него. Другими словами обещающийся вырабатывает принципы и извлекает уроки из опыта и его обсуждения.)

Этот этап организую как демонстрацию презентации в которой отражены моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к выступлению. На своем примере показываю, как это делается и обращаю внимание на ключевые моменты.

Моя роль на этом этапе больше похожа на условную роль человека, дающего знания, нежели направляющего ход обучения. Помогаю обучающемся сфокусироваться на значении того, что произошло во время фаз приобретения и осмысления опыта, так, чтобы они смогли осознать факт приобретения новых знаний.

Этап 4. Активное экспериментирование.  (Обучающийся должен соотнести полученные знания со своей жизненной ситуацией. Эта связь редко бывает одинаковой. Связь может быть установлена через практику и через планирование применения.)

Этот этап будет реализован обучающимися дома. На дом задаю  задание подготовить выступление по  презентации с учетом полученного опыта и знаний.  Более того, обучающиеся могут, например, в Интернете  посмотреть, какие рекомендации дают опытные ораторы – т.е. почерпнуть идеи со стороны.

Определившись с тем, что дополнить и улучшить в своем выступлении, обучающийся может провести эксперимент – генеральную репетицию – дома, и уже после этого, убедившись в устойчивости новых навыков, выходить во всеоружии на аудиторию.

На этом этапе моя роль – быть консультантом для обучающегося (студенты могут обратиться за советом во внеурочное время). Так как обучающийся больше стремится к самостоятельной работе, я  могу дать совет и стимулировать обучающегося улучшать приобретенные навыки.

Следующее занятие организую как зачетное. Обучающиеся выступают с публичной защитой презентаций.

Если я замечаю, что часть обучающихся снова допускают ошибки при демонстрации презентации, то циклы снова можно повторить: обсудить причины затруднений, предложить поработать с обучающей презентацией и дома отрепетировать выступление.

Теперь действительно можно говорить о том, что навык успешной публичной демонстрации презентации встроился в поведение – и будет использован студентами на практике. Для этого было необходимо пройти все стадии цикла Колба.

Таким образом, приняв за основу цикл Дэвида Колба, мы можем видеть, что именно непосредственный опыт, полученный в процессе работы составляет основу для дальнейшего обучения.

Этот опыт приводит  к этапу «критического обдумывания» - к размышлениям и новым наблюдениям за происходящим, за действиями и событиями, которые теперь уже вызывают живой интерес, так как связаны с собственными внутренними переживаниями и сравнениями: «Я делаю так, а он или она – так…», к размышлениям о том, к каким результатам приводит тот или иной вариант действий. Постепенно или внезапно - в форме озарения - наблюдения и размышления превращаются  в так называемые «абстрактные концепции» или выводы, которые позволяют использовать сделанные обобщения на практике.  Практическое применение полученных теоретических выводов,  в свою очередь, запускает новые обучающие циклы.

В заключении хочется сказать следующее: наша профессия очень сложна, но вместе с тем она может быть творческой и интересной. Наша задача помочь учащимся понять, что учиться – это не только идти по дороге жизни, усеянной камнями, а научить их видеть в каждом поднятом с этой дороги камне бриллиант знаний, который поможет им стать успешным в жизни.

 

Мероприятия

На официальном сайте Техникум теперь будет размещаться информация о проводимых мероприятиях.

Объявление

Объявление

Контакты

Телефоны: 8(84242)2-11-56
8(84242)2-13-32
Факс: 8(84242)2-11-56
Электронная почта: usposatt@mail.ru

Как нас найти

Техникум располагается по адресу: 433240 Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское, ул.Ленина д.47.


Разработка и поддержка сайта: компания Инконс