http://agrosursk.ru/administrator/index.php?option=com_templates&client=0&task=edit_source&id=themza_j15_59#
eco farming logo

Добро пожаловать

в "Сурский техникум агробизнеса" -

старейший техникум
Ульяновской области!


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
описание к изображениюописание к изображению описание к изображению описание к изображению описание к изображению Заполните нашу анкету Россия описание к изображению

.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке

 

Авторизация



Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 369
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1445860
})()
</script>
Главная Главная Методическая работа Из опыта работы Модульно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО: практические аспекты завершения внедрения.
Модульно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО: практические аспекты завершения внедрения. Печать

Яковлева Ф.М., зам. директора по НМР, преподаватель русского языка и литературы высшей категории

     Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов  к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем      к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

    Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Что же должно измениться в деятельности преподавателя и студента? Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия,  вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, модулем или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой в целом. 
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования. При формировании у студентов компетенций традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием, так, например, тренингами, формами проектного и проблемного обучения, т.е. смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих студентов. 
В образовательном процессе ОК и ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.
  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
  • Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.
  • Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Обучение кроме образовательной функции выполняет  развивающую и воспитывающую функции.

Развивающая цель

Воспитательная цель

- развитие общих компетенций- познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, работать в команде, формирование системного мышления и др.

- формирование ценностных установок и профессиональных качеств, осознанного отношения к профессии, понимания ее значимости.

Процессы обучения и воспитания находятся в органичном единстве. Наглядно это прослеживается в «Воспитывающей теории» Гербарта, главная мысль теории приведена на слайде «Я не имею понятия о воспитании без обучения, как и обратно я не признаю обучение, которое не воспитывает" Гербарт.

Обучение и воспитание объединяют общие цели – формирование не только специалиста – профессионала, но и специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей специальности, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.

Педагог Гербарт подчеркивал, что "последовательность и логика в обучении" являются той движущей силой, которая заставляет человека любить предмет (многосторонние интересы, добродетель), знания, понимать его ценность, и из "этого знания выходят и умения умственной работы".

Личность преподавателя также оказывает активное воспитательное воздействие на студентов. Преподаватель техникума своими знаниями, поведением, отношением к делу уже формирует определенное отношение к изучаемой дисциплине, МДК профессионального модуля, к специальности и трудовой деятельности, к жизни в целом. Профессиональные качества преподавателя являются решающими в формировании профессиональных компетенций.

Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения. Таким образом, выбор форм и методов обучения обязательно ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий более широкое использование активных и интерактивных форм обучения

Активные методы обучения

- проблемное обучение, решение ситуационных задач, тестирование, выполнение мануальных действий на муляжах и тренажерах – ролевые игры (элементы), работа в малых группах, составление и решение кроссвордов, проектный метод, кейс-метод, мозговой штурм, использование видео и аудио материалов с последующим обсуждением, использование электронных образовательных ресурсов (применение интерактивной доски) и др. побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения. 

Стандарт требует усвоения знаний и приобретение умений с различной степенью глубины. Поэтому преподавателю необходимо иметь четкое представление, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Для решения практических задач планирования и оценки результатов обучения используется классическая иерархия уровней подготовленности Б. Блума. От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Выбор форм и методов соотносится с за­дачами каждого этапа учебного занятия и основывается на положении о том, что репродуктивная деятельность студента составляет 70%, продуктивная и эвристическая -30%.

Организация образовательного процесса по всем специальностям характеризуется применением новых информационных образовательных технологий, внедрением прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному уровню и ФГОС 3 поколения.
Активно внедряются активные и интерактивные методы обучения, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области. Собственный опыт использования различных интерактивных методов преподавания подтверждает эффективность следующих методик: метода проблемного изложения, дискуссии, мозгового штурма, круглых столов, ролевой игры, метод учебных конкретных ситуаций (таб. 1.). 

Таблица 1. Преимущества интерактивных методов обучения продемонстрированы в таблице





Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сфера.
Следующее, на что мы обратили внимание при внедрении ФГОС СПО - сложившиеся у преподавателей стереотипы мышления и работы. Есть одна психологическая особенность: знания со временем не только и не столько устаревают, но превращаются в привычку. А там где есть привычка, есть уверенность, что это правильно. Вопрос о необходимости изменений вызывает эмоциональное напряжение. Одной из основных сдерживающих причин является страх перед внедрением чего-то нового, как писал Ги де Мопассан: «По-настоящему боишься только того, чего не знаешь».

Переходим к методам обучения, используемым преподавателями при формировании компетенций. Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, выступление в роли преподавателя, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
Широко используются игровые методы обучения. Ролевые игры выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности. 
Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего медицинского работника, ведут к развитию профессионального мышления.

Все перечисленные и неимитационные, и имитационные методы очень эффективны при формировании компетенций студентов. Но очень важно правильно оценить и уровень их сформированности. Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:

  • быть преемственной к существующей;
  • быть многоуровневой.

 

Возможными способами оценивания уровня сформированности компетентности могут быть: 

  • рейтинговая система;
  • метод решения ситуационных задач;
  • портфолио (оценка собственных достижений);
  • метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
  • проектный метод (научные, учебные проекты);
  • деловая игра (приближение к реальной ситуации).


Эффективными по-прежнему остаются тестовые задания. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. 
Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного и социального пространства.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения и оценки позволяют преподавателю сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность. 

Но «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».   В. А. Сухомлинский

Раздел V. ФГОС СПО по специальностям подготовки - ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ гласит:
выпускник должен:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. 
Таким образом, формирование общих и профессиональных компетенций, как конечных результатов профессионального обучения, напрямую связано с развитием мотивации к профессиональной деятельности. 
МОТИВ (от фр. motif – побудительная причина, повод к какому-либо действию). Это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека
МОТИВАЦИЯ - совокупность побуждений к деятельности, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.
Мотивирующие факторы - это идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших, социальных), они могут быть внешними и внутренними.
Внутренние факторы, мотивирующие обучение:
1.Удовлетворение от самого процесса учебы
2.Прямой результат деятельности
3.Стремление к успеху
4.Понимание необходимости знаний для жизни
5.Учение как возможность общения
Внешние факторы, мотивирующие обучение:

  • ? Хорошие отметки;
  • ? Престиж, лидерство;
  • ? Материальное вознаграждение;
  • ? Избегание наказания;
  • ? Задолженности.

Эти факторы могут быть положительными (мотивы успеха, достижение) и отрицательными (мотивы избегания, защиты, неуспеха). Очевидно, внешние положительные МФ более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если они по силе равны.

Люди, мотивированные на успех: в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистично высокие – отклоняют, то есть рискуют расчетливо. В случае чередования успехов и неудач – склонны к переоцениванию своих неудач.

Проведенные исследования В.А. Якунина и Н.И. Мешкова показали, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга в основном не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Вот почему зачастую те студенты, которые в школе учились не очень хорошо, но имеют интерес к выбранной профессии, в техникуме становятся успешными.

Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п.

Три «кита» учебной мотивации

1.Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний - «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» - ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность. Они дают студенту замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.


2. Ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем больше будет интерес к учебному процессу и тем выше собственная инициатива и активность студентов.

3. Ощущение успешности (компетентности) - «У меня это получается, я понял, я умею!». Это важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой!!!
Мотивация к учению – основное условие успешного обучения.

Для успешного внедрения и реализации профессиональных и образовательных стандартов нового поколения   при модульно-компетентностном подходе необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. Да, это большая работа, но результат того стоит. В итоге учреждения будут выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.

 

 

Мероприятия

На официальном сайте Техникум теперь будет размещаться информация о проводимых мероприятиях.

Объявление

Объявление

Контакты

Телефоны: 8(84242)2-11-56
8(84242)2-13-32
Факс: 8(84242)2-11-56
Электронная почта: usposatt@mail.ru

Как нас найти

Техникум располагается по адресу: 433240 Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское, ул.Ленина д.47.


Разработка и поддержка сайта: компания Инконс