http://agrosursk.ru/administrator/index.php?option=com_templates&client=0&task=edit_source&id=themza_j15_59#
eco farming logo

Добро пожаловать

в "Сурский техникум агробизнеса" -

старейший техникум
Ульяновской области!


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
описание к изображениюописание к изображению описание к изображению описание к изображению описание к изображению Заполните нашу анкету описание к изображению

.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Сведения о дистанционном обучении можно получить пройдя по ссылке

 

Авторизация



Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 369
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1433402
})()
</script>
Главная Главная Методическая работа Методическая копилка Орфография: чередующиеся гласные в корне слова
Орфография: чередующиеся гласные в корне слова Печать

Сметанникова В.И., преподаватель русского и литературы первой категории

Методическая разработка модульного занятия  по дисциплине «Русский язык»

 

Урок 4.2.

Тема:

«Орфография: чередующиеся гласные»

Цель урока 

Обучения: систематизировать имеющиеся знания студентов по теме «Корни с чередующимися гласными».                                                                    

Воспитания: создавать условия для развития у студентов ответственности, инициативности, позитивного опыта общения; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном крае.

Развития: развивать навыки самостоятельной учебной работы у студентов; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий.

Тип урока и применение педагогической технологии: обобщающий; модульная

Формируемые компетении:

ОК.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 

Средства обучения:

Компьютер, компьютерная презентация, учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой  Л.М.

Студент должен:

уметь:

определять корни с чередованием и правильно писать безударные гласные в корнях с чередованием;

знать:

условия выбора гласной в корнях с чередованием;

Ход урока:

Мотивация. Актуализация комплекса знаний.

I.Организационный момент.

Проверить готовность студентов к началу урока.

 

II.Актуализация знаний обучающихся.

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

— Сейчас внимательно послушайте разговор персонажей мультфильма.

Мультфильм. Приложение 1.

Не только это слово. Есть и другие слова, которые пишутся по специальным правилам. Вы, ребята, догадались, о каком правиле идёт речь?

(Правописание чередующихся гласных в корне слова)

- Попытайтесь сформулировать тему урока. слайд №1,2

Освоение модуля:

План модуля: 

1.Организационный момент 

2.Постановка целей

УЭ - 0                                                                             слайд №3                                      Цель работы над модулем: - В процессе работы над учебными элементами вы должны:
а) знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием;
б) уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры;
в) видеть эти орфограммы в тексте;
г) систематизировать полученные знания и навыки;
д) развивать методический навык (самоконтроль и взаимоконтроль).

3.Вводная беседа (выявить уровень знаний студентов)

УЭ – 1                                                                            слайд №4                                           Цель: проверить степень усвоения изученного в 5-9 классах по теме «Гласные в корнях с чередованием»

- Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал. Работаем по группам.

1.Обсудите и подготовьте ответы на вопросы:

–  От каких условий зависит выбор чередующихся гласных в корне слова?

-Когда гласная зависит от суффикса после корня? Приведите примеры.                                                                                                         -лага-, -лож- (прилагательное, положить)                                               Искл. Полог                                                                                                        -каса-, -кос- (касательная, коснуться)

-Когда гласная зависит от согласной в корне? Приведите примеры.                                                                                                  –раст-, -ращ-,-рос- (растение, выросли, выращенный)                                     Искл. росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль

- Когда гласная зависит от ударения? Приведите примеры.

–гар-, -гор- (загар, гореть) -зор-, -зар- (зори, заря)                          Искл. Зоревать. Без ударения – А

-Когда гласная зависит от значения слова? Приведите примеры.

-мак-,-мок- (обмакнуть –имеет значение «опускания чего-либо в жидкость», мочить- в значении «становиться мокрым»)

- Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования гласных в корне слова.

 

4. Обобщение и систематизация материала по теме                          « Чередующиеся гласные в корне»

УЭ-2                                                                          слайд №5                             Цель: организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний о видах чередования, от чего зависит написание гласной в корне.

-Назовите  известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу.

-Проверьте, всё ли вы вспомнили, используя  теоретический материал учебника «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»  стр.64-68  под  редакцией Грекова В.Ф.

 

Условия написания гласных в корне

Корни с чередующимися гласными

Ударение в слове определяет написание гласных

 

Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях

 

 

Согласные в корне определяют написание гласных

 

 

Значение слова определяет написание гласных  в корнях

 

 

 

2.Обсудите результаты работы.

3.Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

5.Закрепление знаний.

УЭ-3                                                                           слайд №7                             Цель: через разные задания закрепить материал о правописании чередующихся гласных в корне слова. Работать над развитием речи обучающихся.

1. Выполните письменную работу.

Письменная работа.

-Вставьте пропущенные буквы, графически обозначив свой выбор.

Приб…раю на б..лконе, перест…лаю  кровать, разж…гать костёр, проб…рается зар…стающей тропинкой, соб…рать коллекцию растений, туман  расст..лается, бл…стеть на солнце, отп…реть засов, заж…чь свечу, бл…стеть на солнце.

2. Поменяйтесь работами и проверьте их, пользуясь ключом.
3. По пятибалльной системе оцените работу друг друга, в доброжелательной форме укажите на недостатки в ответах.
4. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2).

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма: чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.

2. Выборочный диктант.                                                                                         -Перед вами панорама нашего любимого посёлка , это наша родина, наши исторические корни.

( просмотр видеофильма, звучит красивая музыка-  приложение №2)

-Я читаю текст, вы внимательно его слушаете.          Слайд 8,9

Над посёлком разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к синим куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу . Белые башенки загорелись теплым светом. Поселок , озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.

- О чем этот текст? (О красоте нашего посёлка)

-Выпишете  только слова с чередующими гласными в корне слова.

 

  1. Проверьте работу, пользуясь ключом , оцените по пятибалльной системе .
  2. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3).

 

3. Творческая работа.                                                  Слайд №10,11

-Перед вами Никольская гора, это самое уникальное, величественное место, сердце, душа, корень нашего посёлка. - Составьте отдельные предложения или связный текст (3-5 предложений) по фотографии, включая слова с чередующимися гласными о-а в корне.

1. По пятибалльной системе оцените работу друг друга.

2.Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3).

5. Контроль и самоконтроль. Слайд №12 УЭ-4  Цель: определить уровень полученных знаний по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Проведение тестирования.

1.В каком слове пропущена  буква А?

1) прик..снуться                                                                                               2) заг..рающий                                                                                                        3) выр..щенный 4) предпол…жить

2.В каком слове пропущена буква О?

1)з….рница                                                                                                               2) произр…стать                                                                                                    3) заг…релый 4) предпол…гать

3. В каком слове пропущена буква И?

1) выт…реть                                                                                              2) заб…ру                                                                                                            3) ум…реть                                                                                                       4) прот…рать

4. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) возл…гать, предл…жить, зар…сли                                                                  2) уб..рать, выт…рать, ум…реть                                                                          3) прик…снусь, выл…жу, пор..сль 4) отр…сту, выр…сли, заг…р

5.В каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) оз…рён, к…снуться, предл…гаешь 2) дириж…р, беч….вка, ж…рдочка                                                                     3) трущ…ба, туш…нка, ж…луди                                                                        4) ус…ный, хлес…нуть. ровес…ник

Ключ к ответам: 1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-1 слайд №12

Проверьте работу и выставьте себе оценки в оценочный лист (графа УЭ-4)

6.Подведение итогов.                                                                               УЭ-5-оценка работы студентов на занятии.                                           Домашнее задание: написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

Рефлексия слайд №13

УЭ-6                                                                                                          Цель: обдумать и проанализировать приобретённые знания и опыт                                                                                                           -Прочитайте цели урока  (УЭ-0) -Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? -Как бы вы оценили результаты работы на уроке: А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому; Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь; В) для полного понимания мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял. 

В жизни по-разному можно жить,                         слайд №14 В горе можно и в радости.                                                                                              Вовремя есть. Вовремя пить.                                                                                                       Вовремя делать гадости.                                                                                              А можно и так: на рассвете встать                                                                                               И, помышляя о чуде,                                                                                                                     Рукой обожжённою солнце достать                                                                                                           И подарить его людям.                                                                                                   - Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.                                                                                                        - Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.                                                                                           Слайд №15

 

Методическая разработка 

Инструкция по овладению содержания модуля

 

Мероприятия

На официальном сайте Техникум теперь будет размещаться информация о проводимых мероприятиях.

Объявление

Объявление

Контакты

Телефоны: 8(84242)2-11-56
8(84242)2-13-32
Факс: 8(84242)2-11-56
Электронная почта: usposatt@mail.ru

Как нас найти

Техникум располагается по адресу: 433240 Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское, ул.Ленина д.47.


Разработка и поддержка сайта: компания Инконс